Новости

Был ли Исход? Израильский ученый едет в Египет, чтобы показать, что это было реальное событие

21 января, 15:00 Археология
Поделиться

Каждый год несколько недель миллионы евреев, собравшихся в синагогах по всему миру, читают об Исходе из Египта, одном из основополагающих моментов еврейской истории и идентичности на протяжении тысячелетий, пишет журналистка «The Jerusalem Post» Росселла Теркатин.

Однако библеисты и, особенно, археологи, в большинстве своем скептически относятся к тому, что повествование с точностью отражает исторические события. Они указывают на отсутствие археологических свидетельств в Египте или в других местах, упомянутых в истории, а также на отсутствие сведений об этом вне самой Библии. Однако по словам профессора Иошуа Бермана с библейского факультета Залмана Шамира Университета Бар-Илан, некоторые из его коллег совершают фундаментальную ошибку: они ищут доказательства Исхода в Египте, вместо того, чтобы искать следы египетской культуры в Торе, Пятикнижие Моисеевом. «Тора пропитана египетской культурой и ее реакцией на нее», — заявил Берман. «Что я нахожу невероятно захватывающим, так это то, насколько Тора знакома с египетской культурой, предполагая, что евреи действительно были в Египте, и они были там долгое время. Но также и то, как Тора взаимодействует с этим материалом, называют культурной апроприацией — когда люди используют пропаганду своих угнетателей и делают ее своей», — подчеркну он.

«Г-сподь вывел нас из Египта рукою крепкою, мышцею простертою и силою устрашающею, и знамениями и предзнаменованиями», — говорится в стихе из книги «Дварим», описывающем Исход. Выражение «крепкая рука и простертая мышца» встречается в Библии несколько раз, но только в контексте Исхода. Берман заметил, что это не случайно, так как подобные восхваления использовались и в Египте. «Когда мы смотрим на надписи периода Нового царства, между 1500 и 1200 годами до н.э., примерно в период порабощения, эти выражения обычно используются для описания фараонов и их побед в битвах, например: «Фараон победил ливийцев могучей рукой»», — рассказал он. Этот образ использовался для обозначения фараона именно в это конкретное время. Это делает маловероятным, что евреи или более поздние библейские авторы знали об этом столетия спустя, сказал Берман.

Другой элемент, подтверждающий теорию Бермана, — это барельеф, изображающий то, что считалось величайшим достижением Рамзеса II, битву при Кадеше, где он одержал победу над хеттами в том, что эксперты называют величайшим сражением колесниц в истории. Считается, что Рамзес II, правивший в 13 веке до н. э., был тем самым фараоном, о котором говорится в повествовании об Исходе. Барельеф был высечен в храме, посвященном фараону в Абу-Симбеле, недалеко от границы с Суданом. «После его победы изображения его военного лагеря появились по всему Египту», — рассказал Берман. «В центре этого был его походный тронный зал, состоящий из двух помещений, включая меньшее, где сидел сам Рамзес». «Ученые отметили, что левая комната имеет размеры два к одному, а правая — один к одному», — сказал он. «Это в точности размеры Скинии в Торе». Скиния — переносное святилище, построенное евреями во время их скитаний по пустыне. «Утверждается, что она была создана по образцу тронного зала Рамзеса», — заявил Берман.

Еще одна связь между битвой с хеттами и историей Исхода заключалась в том, что хетты изображены убегающими в реку. Кроме того, после победы войска Рамзеса поют посвященную ему хвалебную песнь. «В книге «Шмот» евреи также поют хвалебную песнь Б-гу, и слова очень похожи», — рассказал Берман. «Например, Рамзес описывается как испепеляющий своих врагов, как мякину, как солому, и израильтяне также говорят, что Б-г испепелил их врагов, как солому. Других текстов с подобным образом на древнем Ближнем Востоке нет».

По его словам, использование в Торе имен явно египетского происхождения также предполагает тесную связь с египетской культурой. «Мириам, например, означает «возлюбленная Амона», — добавил он. Что касается отсутствия доказательств порабощения и побега израильтян в Египте, Берман заметил, что египтяне никогда не фиксировали поражений и негативных моментов, «точно так же сегодня никто не пишет в резюме, что они были уволены». Это правда, что многие исследователи не верят в то, что Исход был. Но многие другие полностью поддерживают мнение, что он был, заявил он. Добавив, что очень часто эти две школы также отражают разные политические взгляды.

Сам Берман исследовал эту тему в течение последних 10 лет. В прошлом году он, наконец, смог осуществить свою мечту и посетить Египет и различные места, связанные с этой темой. 17 января он снова отправился в Египет в специальную 10-дневную кошерную поездку, чтобы посетить те же места. «Я подумал, что было бы здорово привезти религиозных евреев посмотреть, где были порабощены их предки», — заявил он перед поездкой.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции