Федерация

Главный раввин России Берл Лазар опубликовал обращение в связи с уходом из жизни раввина Адина Эвен-Исраэля (Штейнзальца).

В своём послании лидер еврейской общины России сказал: Глубокую печаль вызвало в моей душе, в душах многих тысяч российских евреев, известие о кончине великого знатока Торы, лауреата Премии Израиля по иудаике, раввина Адина Эвен-Исраэль, известного у нас так же как Адин Штейнзальц. Мы были благодарны ему за ту огромную работу, которую он в течение десятилетий делал для нашего народа, особенно для русскоязычного еврейства. Он вообще считал помощь евреям бывшего СССР одной из главных задач в своей жизни: много раз посещал Россию, был даже в Сибири, выступал с лекциями в десятках наших общин.

Его стараниями была открыта первая ешива в посткоммунистической России, издан новый перевод Талмуда на русский язык. Его собственные труды в русском переводе дали тысячам евреев первое представление о мудрости Торы. Особенностью творчества раввина Эвен-Исраэль было то, что он всегда брал в качестве предмета исследования самые глубокие мысли наших святых книг и объяснял их так, что они становились понятны даже самым простым людям. Примером в этой области стал его комментарий к Тании, где он изложил сложнейшие идеи хасидизма в форме, понятной для современного человека, воспитанного в совершенно иной культуре.

Его работами восхищались и многие ученые-неевреи. И при всей своей гениальности это был удивительно простой, открытый для общения человек. Помню, как впервые познакомился с ним 40 лет назад, на фарбренгене у нашего Ребе. Меня, и многих других, кто собрался там, поразила скромность раввина, уже тогда считавшегося одним из крупнейших знатоков Торы, уже тогда пользовавшегося большой известностью. Это был не просто настоящий хасид, гордый своим хасидизмом – это был образец и наглядный пример хасидского отношения к жизни, хасидского отношения к людям и к окружающему миру.

Конечно, нам тяжело, что Адин Эвен-Исраэль покинул этот мир. Но остались его дела. Остались люди, которые, благодаря его труду, вернулись к Торе, получили настоящее еврейское образование: некоторые из них сейчас раввины общин, приводят новых людей к нашей вере, к нашей культуре, к нашей тысячелетней традиции. Плоды добрых дел Адина Эвен-Исраэль всегда будут с нами – а значит, его светлый образ тоже остается в наших сердцах. Да будет память праведника благословенна!

Поделиться
Отправить

В возрасте 83 лет в Израиле скончался израильский раввин, комментатор и переводчик Талмуда, общественный деятель Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц). Он внес большой вклад в возрождение еврейской жизнь в Советском Союзе, а затем в России и СНГ.

Совместно с АН СССР в 1989 году был открыт еврейский образовательный центр, а также Институт изучения иудаизма. Он также сделал очень много для налаживания международных культурных и научных связей, встречался с государственными и религиозными лидерами, учеными, представителями творческой интеллигенции, выступал на телевидение и радио, знакомя широкую аудиторию с еврейской философией и традицией.

В письме президента Федерации еврейских общин России, раввина Александра Бороды говорится: «Невозможно выразить словами нашу скорбь – всегда особенно больно, когда уходят настоящие праведники. Мы чувствуем будто с их уходом в мире становится меньше света, что-то жизненно важное для нашей души исчезает. Ваш супруг и отец был человеком исключительным; XX век – сложный век, наполненный трагическими событиями и серьезными потрясениями, повлиявшими, в том числе на человеческую мораль и нравственность. Деятельность раввина Штейнзальца — это колоссальное позитивное наследие нашего времени, благодаря его делам стал возможен духовный подъем».

Он также отметил, что раввин Штейнзальц всегда отличался добрым и оптимистичным взглядом на настоящее. «Без преувеличения можно сказать, что он изменил судьбы целых поколений, помогая им обрести самих себя, изменить свое будущее, будущее своих детей и своих внуков. Он очень много сделал для развития межрелигиозной и межнациональной коммуникации, он интегрировал современную еврейскую философию в международное гуманитарное сообщество, тем самым показав, насколько велика и значима мудрость Торы. Сегодня миллионы людей с особым теплом и благодарностью вспоминают рава Штейнзальца, искренне молятся о поднятии его души. И хоть он покинул нас в материальном мире, его книги, выступления, уроки, навсегда останутся с нами, продолжая преображать этот мир», – заключил президент ФЕОР.

Под эгидой ФЕОР в издательстве «Книжники» выпущено шесть книг раввина Адина Штейнзальца, включая фундаментальный труд «Введение в Талмуд», раскрывающий историю, структуру и терминологию трактатов Талмуда. Также этой весной в издательстве вышла новая книга раввина Штейнзальца «Тшува. Пособие по религиозному образу жизни в иудаизме», адресованная людям, решившим вернуться к традициям и соблюдению заповедей.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар призвал евреев молиться о здоровье раввина Адина Эвен-Исраэля (Штейнзальца). Прошлой ночью его состояние ухудшилось, сейчас он подключен к аппарату искусственного дыхания.

Берл Лазар назвал Адина Эвен-Исраэля «одним из ведущих знатоков Торы в нынешнем поколении».

Вот полный текст воззвания главного раввина России: С большой тревогой я узнал о тяжелой болезни, поразившей раввина Адина Эвен-Исраэля (Штейнзальца), лауреата национальной премии Израиля в области идаики, одного из ведущих знатоков Торы в нынешнем поколении. Прошлой ночью его состояние ухудшилось, сейчас он подключен к аппарату искусственного дыхания. Раввин Эвен-Исраэль сделал очень много для российского еврейства – среди многих образовательных проектов, которые он вел, упомяну создание первой после падения власти безбожников ешивы в Москве, а также новый перевод Талмуда на русский язык. Благодаря ему тысячи евреев вернулись к Торе, к нашей тысячелетней культуре, к нашим вечным ценностям. Молюсь за то, чтобы Б-г ниспослал р. Штейнзальцу выздоровление и призываю всех евреев молиться за здоровье Адина бен Ривка-Леа.

Поделиться
Отправить

9 Ава — самая траурная дата в еврейском календаре. В память о разрушении как первого, так и второго Иерусалимского храма был установлен суточный пост. В этом году он начинается с заходом солнца 29 июля и заканчивается с выходом первых ночных звезд 30 июля. В течение этого времени запрещено пить, есть, мыться, умащать тело, носить кожаную обувь, не разрешается супружеская близость. Также есть обычай вечером и в первой половине дня сидеть на полу или на низких стульях.

Главный раввин России Берл Лазар и президент Федерации Еврейских общин России, раввин Александр Борода направили в еврейские общины обращение в связи с наступлением поста 9 Ава.

Берл Лазар напомнил, что в этот день был разрушен первый Храм, а затем, почти тысячу лет спустя, и второй Храм. И это не единственные беды, связанные с девятым Ава.

«Все эти совпадения не случайны. Б-г хочет нас направить на постижение важной истины – и мы можем узнать эту истину именно выполняя особые заповеди девятого Ава, молясь, совершая пост, вспоминая о трагических событиях прошлого. Это прошлое – урок нам на будущее. И главный урок заключается в том, что надо не повторять ошибок прошлого», – отметил Раввин.

Берл Лазар подчеркнул, что, когда люди отталкивают Б-га – они лишаются Его благословений, Его храма.

Берл Лазар напомнил, что причиной разрушения Храма стала «беспричинная ненависть» внутри еврейского народа, злословие, нежелание понимать друг друга. Соответственно, исправление возможно только на путях «беспричинной любви»: то есть доброжелательности, взаимопонимания и единства.

Раввин процитировал слова Талмуда: «Если при твоей жизни Храм не построен, он как бы разрушен при твоей жизни».

«Соответственно, наша скорбь должна быть столь же сильна, как скорбь наших предков две тысячи лет назад и почти три тысячи лет назад. Но наше положение лучше – ведь перед нами их пример, мы поняли их ошибки, мы способны эти ошибки исправить здесь и сейчас», – сказал Берл Лазар.

В свою очередь глава ФЕОР, раввин Александр Борода отметил, что разрушение Храма и последующая за этим череда трагических событий, согласно человеческой логике, должна была привести к исчезновению еврейского народа, но «согласно Б-жественному плану наступила новая эпоха иудаизма, начался особый духовный путь, который позволил сохранить нас как единый народ и преумножить знания Торы».

Он также обратил внимание, что, предаваясь, скорби в этот день необходимо понимать, что наказание было ниспослано не ради наказания, но ради исправления – «так же как любящий отец наказывает детей ради их же блага».

«У каждого поколения есть свои сильные и слабые стороны. В наше время у человека гораздо больше возможностей учиться и исполнять заповеди – все зависит лишь от нашего желания и нашего выбора. Но зачастую нам бывает трудно среди множества путей, открытых в современном мире, выбрать путь заповедей и добрых дел. Сказано в Торе: «Следуй путям Его». Мудрецы объясняют это указание так: «Его называют милостивым — и ты будь милостив; Его называют милосердным — и ты будь милосерден; Его называют святым — и ты будь свят».

Только таким образом – путем личного духовного исправления – мы сможем приблизить избавление, чтобы в скорейшем времени сбылось предсказание пророка Зхарии, – тогда станут дни нашей скорби днями радости и веселья», – говорится в письме раввина Бороды.

В заключение своего обращения Александр Борода пожелал всем легкого поста, здоровья и духовной крепости.

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар поблагодарил волонтеров молодежного клуба Jewell, которые работали в проекте “Превратим субботу в шабат”.

Ребята на протяжении восьми недель развозили продуктовые наборы, необходимые для встречи субботы, нуждающимся. Благодаря их усилиям и помощи спонсоров тысячи еврейских семей и одиноких людей смогли кошерно отметить шабат.

Каждый четверг молодые люди тратили несколько часов на то, чтобы расфасовать продуктовые подарки по пакетам, а каждую пятницу – еще несколько часов на развоз.

Раввин выразил огромную благодарность от общины участникам клуба Jewell и вручил памятные грамоты.

– Очень важно, когда человек пользуется любой возможностью, чтобы помочь ближнему. Есть вещи, которые можно делать с душой – кому-то позвонить, улыбнуться, оказать моральную поддержку… Но самое ощутимое – это материальная помощь, которая выражается в действии, – сказал раввин.

Раввин Берл Лазар объявил об акции “Превратим субботу в шабат” в ходе публичной онлайн-беседы 25 мая 2020 года. В ходе акции еврейская община рассылала еврейским семьям, которые по тем или иным причинам не соблюдали шабат, наборы, в которые входили: вино, субботние халы, свечи, брошюры с благословениями и объяснением смысла шабата и субботних заповедей.

Поделиться
Отправить

В этот четверг наступает пост 17 Тамуза (дата еврейского календаря) – это один из 4 постов, связанных с разрушением Иерусалимского Храма и изгнанием еврейского народа из земли Израиля. Это также один из четырех дневных постов, начинающихся с началом рассвета и заканчивающихся с появлением звезд. Точное время поста зависит от географического расположения, в Москве он продлится с 00:35 до 22:08, в эти часы строго запрещено пить и есть.

От поста освобождены дети, кормящие и беременные женщины, а также больные, даже если им не угрожает опасность.

В день 17 Тамуза войском Навуходоносора II была пробита городская стена Иерусалима, что через три недели – 9 Ава – привело к разрушению Храма. В память о тех событиях с 17 Тамуза по 9 Ава принято соблюдать некоторые ограничения, подчеркивающие траурный характер этого времени.

Президент ФЕОР, раввин Александр Борода направил письмо в еврейские общины накануне поста. Он упомянул, что в этот особый период мы читаем книги пророков Ирмияу и Исайя, рассказывающие об изгнаниях и бедствиях, постигших еврейский народ. «В Торе есть прямой запрет обращаться к каким-либо предсказателям будущего. Человек, стремящийся узнать, что его ждет, таким образом отрекается от дарованной ему свободы выбора и от самого Всевышнего. Особенность предсказаний пророков Танаха в том, что они не являются предсказаниями в чистом виде. Пророки никогда не выносят безапелляционный приговор и никогда не гарантируют победу. В своих посланиях они предостерегают людей, объясняют причинно-следственную связь между грехом и проклятием, заповедями и благословением.

В мировоззрении всех пророков и пророчиц Танаха вера в единого Б-га напрямую связанна с моралью. Именно в нравственности, в исполнении заповедей, в умножении любви к ближнему утверждается сила народа, его устойчивость к внешним врагам, его будущее. Духовная крепость, следование путям Всевышнего оберегает и охраняет не только отдельно взятого человека, но и общество в целом. «Меж теснин» (название трех недель между 17 Тамузом и 9 Авом) – это не просто повод вспомнить трагическое прошлое, повлиявшее на весь ход будущей истории, но, в первую очередь, это повод, чтобы путем раскаяния изменить наше будущее», – говорится в послании.

В заключение письма раввин Борода пожелал всем легкого поста, и чтобы скорби с Б-жьей помощью обратились в радость.

Поделиться
Отправить

Государству не стоит навязывать религиозные убеждения своим гражданам. Такую позицию высказал главный раввин России Берл Лазар в ходе онлайн-беседы с заместителем главного редактора “Независимой газеты” Андреем Мельниковым.

Беседа прошла 2 июля на платформе Клуба литературных меценатов. По словам раввина, положение дел, когда государственные структуры диктуют гражданам религиозный уклад жизни, “не всегда самый лучший вариант”. – Человек должен приходить к религии по своему выбору. Заставить верить в Б-га невозможно. Это должно быть его внутреннее ощущение. Напротив, когда сверху на людей оказывают давление с тем, чтобы сделать их более религиозными, это приводит к протесту и обратной реакции, считает раввин.

Комментируя поправки к конституции России, по которым недавно прошёл плебисцит (в частности, упоминание Б-га), он сказал, что они не внесут радикальных изменений в религиозную жизнь еврейской общины. Накануне голосования Берл Лазар призвал граждан принять в нём участие. Он сказал, что выборы – священный долг гражданина. Каждый человек должен принимать участие в формировании будущего страны, считает раввин.

youtube.com

Поделиться
Отправить

Синагоги Москвы были закрыты чуть больше трех месяцев. На прошедшей неделе постепенно были восстановлены все регулярные молитвы. Сейчас в синагогах проходят общественные молитвы три раза в день, а также у верующих есть возможность вновь встретить шабат вместе с общиной. При входе у всех посетителей измеряют температуру.

Перед молельными залами расположены санитайзеры для рук, в самом зале мебель расставлена специальным образом, чтобы соблюсти социальную дистанцию между молящимися.

«Эпидемиологическая ситуация в Москве в целом и в общине в частности позволяет нам вернуться к полноценной религиозной жизни», – заявил президент ФЕОР, раввин Александр Борода. Он также отметил, что в каждом регионе будет приниматься индивидуальное решение по открытию синагог, учитывая обстоятельства не только в том или ином городе, но также и в самой еврейской общине региона.

«С момента возрождения еврейской жизни в России не было столь длительного периода, когда большинство евреев были лишены возможности слушать Тору, произносить важнейшую молитву – Кадиш. Последние месяцы стали непростыми для всех: экономически, эмоционально, многие столкнулись с болезнью и потерей близких людей – в такое время человеку особенно нужна духовная поддержка. Община старалась не оставаться в стороне и помогать во всем. Но никакой Zoom не может передать силу живой совместной молитвы. Мы очень рады вновь увидеть наших прихожан. Но мы также понимаем, что вирус еще не исчез, и мы должны быть предельно внимательными и осторожны. Ослабление ограничений подразумевает увеличение нашей личной ответственности. Поэтому мы призываем наших прихожан, если есть хоть какие-то сомнения касательно их самочувствия – не торопиться в синагогу, а остаться дома: оберегать свое здоровье и здоровье своих близких», – прокомментировал Александр Борода.

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода заявил, что озабочен уровнем латентного антисемитизма в стране. Он сослался на данные доклада Госдепартамента США о свободе вероисповедания в мире.

Он отметил, что проблема антисемитизма была второстепенной темой доклада, однако и “по этим данным можно понять”, что в России и на Украине “достаточно высок уровень латентного антисемитизма”. Также в обеих странах, по статистике, примерно сопоставим процент людей, которые готовы декларировать свой антисемитизм при опросах общественного мнения, отметил раввин.

Он выразил недоумение тем, почему авторы доклада использовали для России данные 2017 года, и сообщил, что в 2017-2019 годах в России наблюдался небольшой прирост числа тех, кто открыто позиционировал себя как антисемит (до 15-17% респондентов).

При этом из приводимых цифр становится ясно, что евреи явно не являются “врагом №1” для России и Украины, считает Борода, хотя и приводится достаточно исчерпывающий перечень актов антисемитского вандализма. “Нападений или убийств на почве антисемитизма, слава Богу, не фиксировалось”, – сказал раввин.

interfax.ru

Поделиться
Отправить

Главный раввин России Берл Лазар, на днях выписавшийся из больницы после лечения от коронавируса, благодарит врачей за помощь и в интервью корреспонденту “Интерфакс-Религия” Елене Веревкиной делится мыслями о том, как избежать паники, если ты заболел, говорит о своем отношении к возможной вакцинации и к онлайн-голосованию.

– Рав Лазар, поздравляем вас с выходом из больницы! Как ваше здоровье сейчас и что вы почувствовали, узнав о том, что заболели?

– Сейчас, слава Богу, чувствую себя вполне прилично, это необходимый период восстановления, возвращения физических сил. Уверен, что скоро буду чувствовать себя вообще прекрасно! Спасибо врачам за их замечательную работу. Спасибо всем, кто молился в эти дни за моё выздоровление: это прекрасная поддержка – знать, что есть люди, которые просят Бога за тебя!

Когда узнал, что заболел, очень надеялся, что все пройдет быстро, что к шабату уже окажусь дома. Слава Богу, так оно и получилось.

А вообще – вы знаете, верующий человек всегда надеется на Бога и потому полон оптимизма. А оптимизм – это сами врачи говорят! – это уже половина излечения.

– Ваши советы тем, кто подозревает у себя коронавирус. Как справиться с паникой и тревогой?

– Первое – если возникло такое подозрение, надо сразу идти к врачу и проходить тестирование. Ни в коем случае не полагаться “на авось”. Наша медицина уже, слава Богу, имеет и опыт, и умение справляться даже со сложными случаями. То, что зависит от самого человека, делать по максимуму – в первую очередь именно выполнять все рекомендации профессионалов. А чтобы не было паники – настраиваться на позитив. Это то, что я уже говорил: не забывать, что есть Бог, и Он поможет, если мы сами себе будем помогать.

Кстати, нынешний вирус как раз и напоминает нам, что человек не всемогущ, есть вещи, с которыми мы пока своими силами справиться не можем. А вот если обратимся к Богу, получим силы от Него – тогда все получится.

– Сейчас, когда режим самоизоляции отменен, вы не спешите с открытием синагог. В своем решении не открывать вы ориентируетесь на по-прежнему высокую ежедневную статистику по заболевшим, на отсутствие действенных лекарств или на какие-то другие факторы?

– Мы понимаем, что, поскольку режим самоизоляции завершен, время задуматься об открытии синагог. Но делать это надо осторожно, аккуратно. Во-первых, обеспечить социальное дистанцирование, а это требует определенного времени. Здесь ведь главный принцип “не навреди” – ни в коем случае нельзя рисковать. Главное – полностью гарантировать, что ни один человек у нас не заразится.

Но, слава Богу, общая тенденция у нас в России, похоже, свидетельствует о том, что эпидемия отступает. Так что скоро и синагоги откроем.

– Как вы относитесь к вакцинации от коронавируса? Говорят, к сентябрю вакцина уже будет. Стали бы вы прививать своих внуков, или детям лучше переболеть естественным путем?

– Мы к вакцинации от любой болезни относимся хорошо. Бог нам заповедал заботиться о своем здоровье и о здоровье своих близких. Так что когда действительно будет вакцина, и она действительно докажет свою эффективность, мы не только своих родных и своих детей поведем на прививки, но и всех наших школьников, и вообще всех, кто посещает общину.

– В июле нас ждет голосование по поправкам в Конституцию. Будете ли вы советовать своим прихожанам голосовать онлайн во избежание заражения на участках?

– Голосование – это всегда позитивное явление. Участвовать в голосовании – это долг гражданина перед обществом. А вот как голосовать – это личное дело каждого. Я уверен, что на участках принимаются все меры, чтобы исключить угрозу заражения. Единственное, наверное, исключение – я бы все-таки советовал пожилым людям и тем, кто будет плохо себя чувствовать, голосовать онлайн. А все остальные – кому как удобнее!

interfax-religion.ru

Поделиться
Отправить

Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода, также являющийся Генеральным директором Еврейского музея и центра толерантности опубликовал открытое письмо об инциденте с объявлением, опубликованным субподрядчиком — организатором нового кафе в музее на портале «Restojob», о вакансии бармена в кафе музея, где от соискателя требовалась «славянская внешность».

Как отметил Александр Борода, он склонен «считать случившееся скорее открытой провокацией, чем реальным запросом», поскольку у «любого приличного, здравомыслящего человека объявления такого рода, которые, к сожалению, встречаются в разных сферах, вызывают лишь острую негативную реакцию и даже отвращение». «То, что в данном описании оказался упомянут Еврейский музей и центр толерантности, вообще кажется неправдоподобно абсурдным. Все это не просто идет вразрез с нашими убеждениями, но является тем, чему мы как культурная и общественная организация уже почти восемь лет противодействуем», – подчеркнул Генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности.

Он отметил, что у музея и центра есть более сотни образовательных и просветительских программ в области гражданского и межкультурного воспитания, одна из целей которых – «сделать так, чтобы в нашем обществе не появлялись данные формулировки». «Уважение, сотрудничество, сопричастность, многообразие – вот ценности, которые лежат в основе наших проектов», – заявил Борода. По его словам, одним из главных критериев при отборе сотрудников Еврейского музея и центра толерантности, помимо профессионализма, является приверженность этим ценностям — причем не только в рабоче время, но и в жизни. «Поэтому такая формулировка никак не могла исходить ни от кого из сотрудников музея, и очевидно, что после данного инцидента мы немедленно прекратили сотрудничество с лицами, несущими за это ответственность», – заявил Генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности.

Он также отметил, что этот эпизод наглядно продемонстрировал, что работа Центра толерантности по-настоящему важна, причем для просвещения не только школьников, но и взрослых людей. «Уроки нашего центра преподаются в школах в 68 регионах России, но теперь мы видим, что должны уделять ещё больше внимания просветительским программам, касающимся, в том числе корпоративной этики и адресованным ко взрослым людям. Тем не менее, я склонен считать, что элементарного нравственного воспитания вполне достаточно, чтобы не иметь мысли и тем более действия на уровне дремучей ксенофобии», – заключил Александр Борода.

Поделиться
Отправить

Главного раввина России Берла Лазара выпишут из больницы, где он находился из-за заражения коронавирусом, сегодня, 12 июня. Об этом сообщил на своей станице в «Фейсбуке» глава Департамента Общественных связей ФЕОР Борух Горин.

«Слава Всевышнему и огромное спасибо врачам», – написал он. Напомним, что раввин Лазар был помещен в больницу 4 июня. 9 июня президент ФЕОР Александр Борода в интервью РИА «Новости» сообщил, что раввин «чувствует себя нормально».

Поделиться
Отправить

Выбор редакции