Колонка редактора

Размывание

Борух Горин 23 февраля 2023
Поделиться

Поговорим о еще одной переписи.

Впрочем, не совсем переписи, а исследовании о населении, которое опубликовано в США. Это проект под названием «Еврейское население Америки» (AJPP) в Университете Брандейса в Бостоне. Здесь нас ожидала очередная сенсация: оказывается, еврейское население США в 2020 году превысило отметку в 8 млн человек по сравнению с 5,5 млн в 1990‑х годах!

Учитывая американское происхождение новости, уместно заорать: «Вау!» Восемь миллионов — это серьезно, это больше, чем в Израиле, это рост чуть ли не на 3 млн! Что‑то все же тут не так… Ведь то, что мы обычно слышим о евреях, о диаспоре, в том числе о евреях нынешнего «Вавилона», Соединенных Штатов Америки, говорит об обратном: ассимиляция, старение, вымирание, смешанные браки.

Но, думаю, новость эта скорее про обществоведение и культуру, нежели про демографию. Директор центра современных еврейских исследований профессор Сакс напоминает: израильское Центральное бюро статистики (ЦБС) считает, что число американских евреев составляет около 6 млн человек. Разница в 2 млн! Так не бывает. А дело в методике: в ЦБС учитывают лишь тех, кто считает себя евреем по принадлежности к религии, то есть исповедует или считает себя принадлежащим к той или иной ветви иудаизма. А Брандейс учитывает всех, кто считает себя евреем в культурном смысле. То есть разница между числами объясняется подсчетом евреев по происхождению либо евреев по культуре.

«Трудно оценить точное количество, поскольку официальных стандартов подсчета нет, — заявляет профессор Сакс. — Многие идентифицируют себя как евреи, но не считаются таковыми. Нам нужно укреплять связь с такими людьми, чтобы сделать их частью еврейства».

Думаю, дело выглядит так. За последние десятилетия процесс упрочения положения евреев в США достиг своего апогея, абсолютной вершины положения в обществе. Так было еще до последней волны антисемитизма, но и она эту ситуацию не изменила. Сюжеты «Джентльменского соглашения» — фильма об антисемитизме в США 1950‑х годов, когда евреев массово не брали на работу, — или «Фокуса» Артура Миллера — когда несчастного антисемита, надевшего очки из‑за близорукости, все стали принимать за еврея и «заодно» подвергать дискриминации, — в далеком прошлом. Такое осталось только лишь в виде редких эксцессов. Напротив, и развитие Государства Израиль, и культурная жизнь американского еврейства стали важнейшими факторами для американского самосознания. И мы можем наблюдать, как это самосознание… развернулось в противоположную сторону.

Огромное число людей, не только алахически не являющихся евреями, но и этнически никакого отношения к евреям не имеющих, стали считать себя евреями. Вот что происходит, например, с детьми в смешанных браках. Молодой человек, поехавший по таглиту в Израиль и вернувшийся с некоторым еврейским самоощущением, женится обычно все равно на ирландке или итальянке — неважно на ком, — но скорее всего детей своих эта пара будет воспитывать в рамках еврейского самосознания или как минимум в качестве «одного из основных». То есть в доме будут праздновать Рождество, но будут праздновать и Хануку, и Песах, и бар мицва у ребенка будет… Да, ребенок будет ощущать себя частично евреем, а нередко и совсем‑таки евреем!

Соответственно, количество людей, которые считают свою этническую и культурную принадлежность еврейской, непомерно растет на фоне гигантской ассимиляции, старения общины и прочих факторов. Огромное количество людей — и эта масса все растет — называют себя евреями, участвуют в каких‑то еврейских мероприятиях, в том числе религиозного свойства, вроде бар мицвы… Да, это опровергает прогнозы сорокалетней давности о том, что «через 40 лет евреев в Америке не останется». Евреи в Америке есть. Стремительно увеличивается число ортодоксальных евреев: демографически они растут с огромной скоростью, и их еврейское самосознание очевидно. Но растет и количество людей, ассимилированных в религиозном плане, но при этом культурно себя с евреями соотносящих. И это вызов для будущего как американской еврейской общины, так и Израиля.

Еврейская община США — вообще очень яркий пример диаспоры. Можно это считать фантомными болями, но на месте отсутствия евреев всегда появляется какое‑то огромное количество людей, которые чувствуют себя причастными к еврейству. Это очень заметно, например, в Польше, когда при карликовой еврейской общине еврейская жизнь «бьет ключом»: культурные события, музыкальные и театральные премьеры и т. д. Как и в США, этих людей — с еврейским самосознанием «культурного типа», вытесняющим все остальные формы еврейского самосознания, — будет все больше. Число «еврейских организаций» — еврейских только по названию, объединяющих людей, которые могут быть, например, вполне антиизраильскими, — будет только увеличиваться.

В общем, всё это не так оптимистично, как кажется при поверхностном ознакомлении с данными упомянутого исследования. Более того, это может оказаться опасным для самого понятия «еврейский народ».

Антисемиты в Шарлотсвилле кричали: «Нас не заменят евреи!» Как бы евреев не заменили антисемиты…

КОММЕНТАРИИ
Поделиться