Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: «Я возьму от духа, который на тебе, и передам им»

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 13 июня 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

«Я сойду и там буду говорить с тобою. Я возьму от духа, который пребывает на тебе, и передам [часть этого духа] им, [не уменьшая того, что есть у тебя], чтобы они вместе с тобой несли бремя этого народа, чтобы ты не нес его в одиночку».
(БЕМИДБАР, 11:17)

 

ИСКРЫ ХАСИДИЗМА

«Я возьму от духа, который на тебе, и передам им»

Духовный уровень Моше был настолько велик, что он осознавал присутствие Бога всегда — и это осознание не прекращалось ни на мгновение. Поэтому ни одно из физических переживаний Моше не ощущал полностью как физическое, даже прием пищи или сон. Вдохновенное осознание присутствия Божественного не покидало его физические ощущения.

Поэтому, когда люди пожаловались Моше, что им хочется мяса, Моше в раздражении повернулся к Богу и воскликнул: «Откуда мне взять мясо?..» (стих 13). Стремление к физическому удовольствию как к самоцели — то, на что я неспособен, разве я могу представлять в этом отношении общину как лидер?

В ответ Бог предложил Моше воспользоваться помощью старейшин, поскольку их представления о физическом наслаждении, в отличие от Моше, не были столь далеки от физического опыта; старейшины могли выступать от лица народа в отношении физических потребностей.

Однако возникает вопрос: если обеспечение людей вкусной пищей подразумевало выход за рамки руководства Моше, почему Бог сказал: «Я возьму от духа, который на тебе, и передам им» (стих 17)? Почему старейшины требовали, чтобы людей снабжал мясом «дух Моше», из-за которого эта задача была самому Моше не по силам?

Здесь освещается фундаментальный принцип иудаизма: каждый аспект нашей жизни, даже основные физические желания и потребности, направляются, поддерживаются и подкрепляются Торой. Поскольку Моше стал тем, кто получил всю Тору и передал ее людям, было крайне важно, чтобы вся поддерживающая и направляющая сила Торы прямо или косвенно исходила от Моше.

(Основано на «Беседе» 3‑го дня холь ѓа-моэд Суккот, 5713 г.)

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: Последовательность праздников

Когда Рамбам стал кодифицировать законы о праздниках, то понял: обсуждая еврейский закон, уместно подчеркивать вторичную, а не первичную роль времени. Он рассудил, что текст, излагающий ѓалаху, должен делать акцент на человеческом факторе, на том, что требуется от человека, а с этой точки зрения время не первично, но в значительной степени вторично, поскольку основное внимание уделяется действи ям, которые необходимо совершить

«Хумаш Коль Менахем»: Разделение Красного моря и «Песнь на море»

Тема, которая доминирует в «Песне на море», — не восхваление Бога за спасение еврейского народа, как можно было бы ожидать. Доминирующая тема — воздействие, которое это чудо оказало на неевреев: смерть египтян и ужас, охвативший самые могущественные народы мира. Поэтому правомерен вопрос: безусловно, спасение нашего народа было более значимым событием, нежели последующее влияние на нееврейские народы. Почему же в «Песне на море» акцент делается на последнем?

«Хумаш Коль Менахем»: Куда «обратится» Бог?

Помимо выполнения основной обязанности — изучения Торы, подпадающего под требование «соблюдать Мои заповеди и исполнять их», — нас поощряют стать прилежными в этом труде. Читатель должен сделать вывод, что и в случае со всеми другими заповедями есть два уровня: выполнение основного обязательства и преданное прилежание. Следовательно, есть и два вида вознаграждения...