Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Разделение Красного моря и «Песнь на море»

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 18 апреля 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

ИСКРЫ ХАСИДИЗМА

Разделение Красного моря несет в себе столь важное для иудаизма послание, что в своде еврейских законов содержится требование упоминать это событие ежедневно, как в утренней, так и в вечерней молитве. Более того, в утреннюю молитву полностью вошел текст «Песни на море» (שו״ע אדה״ז או״ח סס״ו סי״ב).

Чтобы оценить огромное значение этого события, внешне выглядящего как часть истории, обратим внимание на нижеследующую деталь.

Тема, которая доминирует в «Песне на море», — не восхваление Бога за спасение еврейского народа, как можно было бы ожидать. Доминирующая тема — воздействие, которое это чудо оказало на неевреев: смерть египтян и ужас, охвативший самые могущественные народы мира.

Поэтому правомерен вопрос: безусловно, спасение нашего народа было более значимым событием, нежели последующее влияние на нееврейские народы. Почему же в «Песне на море» акцент делается на последнем?

По сути ответ заключается в следующем. Любовь Бога к еврейскому народу выражается в двух формах: а) духовная избранность (превосходство еврейской души и т. д.) и б) благополучие в материальном мире. Разумеется, две эти формы связаны; именно из-за «а» происходит «б». Однако пока не случается «б», богоизбранность и, что более важно, сила Бога, выражающая эту избранность, не раскрываются в этом мире.

Такова причина, по которой «Песнь на море» почти полностью посвящена тому влиянию, которое оказало разделение моря на нееврейские народы.

Если бы эта песнь целиком была лишь восхвалением Бога за спасение еврейского народа, она выражала бы только идею «а»: Бог избрал евреев в качестве Своего народа. Однако если подчеркнуть влияние чуда на нееврейские народы (они представляли угрозу благополучию в материальном мире еврейского народа), то Бог прославлен намного сильнее: избрание Им еврейского народа (идея «а») выражается в мире осязаемо, через ужас, испытываемый врагами евреев.

(На основе «Субботней беседы» в неделю чтения раздела Бешалах, 5751 г.)

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раскрытие сокровенного: Песах

Как и у каждого человека, выбор от него самого. Фараон выбрал тьму. Такой же потенциал заложен в трех основных элементах Песаха — песах, маца и марор. Песах — это пасхальная жертва, тело; маца, как всякое злаковое растение, дает разум и знание; марор — горечь, как сказано: «И огорчали они душу сынов Израиля». В данном случае душа — это руах, сила, соединяющая тело и разум

Сефер га-хинух. Книга наставления. Заповеди Песаха

Исход служит нам знамением и неоспоримым доказательством того, что мир сотворен и у него есть Предвечный Творец, Чьи непреложные воля и беспредельные возможности направлены на Творение. Господь преобразует неизменно покорную Его воле действительность, примером чему служит происшедшее в Египте, где ради нас Он вмешался в природный ход вещей и совершил множество грандиозных и неслыханных знамений

«Даейну»: урок благодарности

Агада рассказывает не только о спасении, но и о предназначении. Мы теперь должны. Мы были выведены из Египта не для того, чтобы просто быть свободными. А чтобы стать народом завета. Свобода без ответственности — это пустота. Но свобода, наполненная смыслом, — это жизнь в свете. Когда мы рассказываем об Исходе, мы не говорим: «Бог нас спас, и все». Мы говорим: «Бог нас спас, чтобы мы могли спасти друг друга. Чтобы мы жили по заповедям. Чтобы были светом, а не тьмой. Свидетелями того, что каждый человек создан по образу Б-га»