Песах, Дом учения: Учение хасидизма

Раскрытие сокровенного: Песах

Йосеф Менделевич 16 апреля 2025
Поделиться

Сказано в мидраше, что в разделе Торы, говорящем о смерти Яакова, нет пробела между концом одной главы и началом другой. Это объясняется тем, что сыны Израиля не заметили, как оказались в рабстве. Говорят, что после смерти Яакова началось порабощение Израиля, а после смерти Йосефа — страдания.

Пробелы между главами Параша стума — «закрытая» параша. Как и «открытая», отделяется 9‑буквенным пробелом от предшествующей, а разделение на «открытые» и «закрытые» означает, что «открытая» в смысловом отношении дальше от предшествующей параши, чем «закрытая» — параша стума. принято объяснять следующим образом: Моше сделал так для того, чтобы было время поразмышлять о прочитанном. Отсутствие пробелов свидетельствует об отсутствии времени для размышления или о ситуации, когда люди перестали размышлять. Поэтому наши мудрецы говорят, что сыны Израиля не уловили изменения их ситуации: «Не увидели и не почувствовали сердцем». Видение имеет отношение к умственной деятельности — нешаме, а сердце — к эмоции, душе — нефеш. Это произошло потому, что фараон завладел их умом и сердцем. Мидраш рассказывает, что для порабощения фараон вначале приходил работать вместе с евреями и донимал их ласковыми уговорами. Также, гонясь за сынами Израиля, он «сопровождал их» в надежде завлечь ласковыми разговорами. («Сопровождение» на лашон кодеш означает «любовь».) Вспомним, что сказала Лея после истории с мандрагоровыми яблоками: «Теперь сопроводит муж мой меня».

В фараоне, таким образом, были две стороны. Выступая как глава наиболее развитой египетской культуры, он был очень образованным человеком. Вообще, в корне этого слова (ф‑р‑а) заложен потенциал распространения света, а в негативном смысле — разнузданность, потеря моральных норм, то есть тьма. Как и у каждого человека, выбор от него самого. Фараон выбрал тьму.

Такой же потенциал заложен в трех основных элементах Песаха — песах, маца и марор. Песах — это пасхальная жертва, тело; маца, как всякое злаковое растение, дает разум и знание; марор — горечь, как сказано: «И огорчали они душу сынов Израиля». В данном случае душа — это руах, сила, соединяющая тело и разум.

Дело в том, что число 3 соответствует трем первым буквам в Имени Ашема — йуд, гей, вав и дополняющая, заключительная, гей. Йуд — это мир Творения, который получает свою энергию из Кетер. Гей — это мир созидания, также связанный с высшим царством. Вав — это столп этого мира, основа праведности, который передает генетическую информацию из мира духовности в материальный мир. Последняя буква гей — это управление нашим миром деяний (последовательно — Брия, Йецира, Асия).

Таким образом, четыре бокала на Песах соответствуют четырем буквам Имени Ашем. К тому же они символизируют четыре царства — четыре цивилизации, которые соответствуют четырем стадиям развития человечества по мере того, как в него проникает Божественный свет. Когда эти четыре цивилизации исчерпают себя, наступит время Машиаха — принятие власти Ашема во всем мире.

Кроме того, в Божественную колесницу, которая явилась в видении пророку Даниэлю, были впряжены четыре крылатых существа, каждое из которых имело четыре крыла и четыре лица: человека, льва (он наиболее близок к Ашему и олицетворяет Хесед), быка (это Дин) и орла.

В начале молитвы «Восемнадцать благословений» перечисляются стороны Ашема: «поддерживающий падающих, излечивающий больных, освобождающий узников и оживляющий почивших».

Так, только в обратном порядке, можно описать процессы освобождения из Мицраим. Сперва началось оживление, так как узник, потерявший всякую надежду, уподоблен мертвецу. Затем — освобождение из физического плена, и за ним духовное излечение. Завершающая продолжительная стадия — это укрепление падающих (но не павших), так же как мы говорим о Храме: «падающая Сукка Давида» (Теилим, 145). Каждой из этих стадий соответствует один из четырех бокалов в Песах.

Наши праотцы должны были освободить человечество от пороков, которые принес Адам Ришон — авода зара, разврат, кровопролитие и лашон а‑ра.

Когда Нахаш соблазнял Хаву, он сказал: Ашем запретил вкушать от Древа познания добра и зла, потому что опасается, что Адам станет подобным Ему. Хава решила нарушить запрет и предаться наслаждению: «Увидела женщина, что дерево хорошо для еды» (Берешит, 3:6). Затем Адам, вкусив запретный плод, заявил о своем неприятии власти Ашема. (Как мы знаем, посягание на запретное сродни воровству, которое приводит к более тяжким преступлениям, таким как кровопролитие.) Слова Нахаша (злоязычие) привели к тому, что Адам внял этим словам и нарушил запрет Ашема.

Как известно, у души есть три оболочки, прикрывающие (и разоблачающие ее) — мысли, слова и дела. Так что за любым злоязычием стоит испорченная душа, которая затем поражает другую душу.

Три наших праотца исправили три главных порока, доставшихся нам от Адама Ришона. Авраам — стремление к наслаждениям, Ицхак — поиск иных богов, Яаков — склонность к убийству. Давид, воспевающий Ашема, исправил лашон а‑ра. Моше же не был присущ ни один из этих изъянов.

В трактате Йевамот сказано, что сынам Израиля свойственны скромность, добродетельность, милосердие, сострадание. Эти качества и соответствуют изменениям, которые совершили наши праотцы. Скромность означает признание над собой высшей власти, что выразилось в богобоязненности Ицхака и послушании воли Ашема. Добродетельность — это Авину Авраам (Хесед). Милосердие и сострадание — Яаков, который является связующим звеном между Ицхаком и Авраамом. И действительно, рахамим, которым характеризуется Яаков как антипод жестокого Эсава, являет собой меру милосердия.

Мудрецы говорят, что зависть, нелюбовь к людям и злоязычие укорачивают жизнь человека. В мидраше сказано: когда сыны Израиля вышли из Мицраим, они не были развратны и не грешили доносительством, сохранили свои имена, одежду и язык. Язык — это отражение души. Как известно, душа находит выражение в мысли, мысль — в речи. Таким образом, сохранили душу. Одежда — это внешняя оболочка тела (нефеш). Имя — это личность человека, его духовная часть, оно относится к руах — части, которая является связующим звеном между нефеш и нешамой Иногда для понятия руах используется понятие нефеш, хотя, как правило, нефеш трактуется как жизненная сила — тело человека, а руах — это связующее звено между телом и Божественной душой.
.

И тем не менее внешняя часть души оказалась зараженной авода зара. Именно поэтому необходимо было задержаться не на 400 лет, а вывести, спасти через 210 лет.

Возникает вопрос: почему именно 400? 400 лет заложены в основе Брит бейн а‑бетарим (Союз между частями рассеченных животных), и в нем речь идет о проживании «в стране, не принадлежащей вам»; в этом смысле Страна Израиля до некоторых пор не принадлежала народу Израиля. Дело в том, что всего было четыре основных нарушения и отхода от пути, который Ашем наметил для Адама Ришона. То, что нарушено в святости человека, измеряется цифрой 10, потому что десятый значит «выделенный», «святой». Однако, кроме Адама Ришона (человека), это поражение повлияло и на высшие миры. Так, пророк Йехезкель в своем видении наблюдал малаха с шестью крылами, а Даниэль, после разрушения Бейт а‑микдаша, — с четырьмя. По мнению Маараля, это свидетельствует о том, что даже малах пострадал от поведения человека, приведшего к разрушению Храма; отсутствие пары крыльев символизирует прекращение службы в Храме.

В высших мирах святости в 10 раз больше, чем в нашем мире, — так мы приходим к цифре 100.

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Сефер га-хинух. Книга наставления. Заповеди Песаха

Исход служит нам знамением и неоспоримым доказательством того, что мир сотворен и у него есть Предвечный Творец, Чьи непреложные воля и беспредельные возможности направлены на Творение. Господь преобразует неизменно покорную Его воле действительность, примером чему служит происшедшее в Египте, где ради нас Он вмешался в природный ход вещей и совершил множество грандиозных и неслыханных знамений

О четырех сыновьях: разговор сквозь поколения

Все эти сыновья — не только разные люди. Это мы в разные периоды жизни. Бывает, мы ищем смысл, как мудрые. Бывает, отстраняемся, как злые. Бывает, спрашиваем просто. А иногда — просто молчим. И Песах учит: для каждого из нас есть место за этим столом. Главное — не переставать рассказывать. Ведь в рассказе мы не просто вспоминаем Исход. Мы каждый раз выходим — из безразличия, из забвения, из внутреннего Египта — и становимся частью истории

Ночь седера — это не ночь ответов. Это ночь вопросов

Ма ништана — не просто ритуал. Это модель. Мы учим детей не только заповедям, но мышлению. Мы формируем поколение, которое умеет спрашивать — с уважением, но и с любопытством. Потому что тот, кто не спрашивает, может стать пассивным. А тот, кто спрашивает — становится участником. С каждым поколением еврейский народ не только пересказывает историю — он пересматривает ее, переосмысляет, делает своей. В этом — сила традиции, которая не боится вопросов, а рождается из них