Берлин отмечает юбилей послевоенной программы, помогающей посетить город изгнанным оттуда евреям
Берлин был последним местом, которое Хельга Мельмед ожидала вновь увидеть. Ей было 14 лет, когда нацисты в 1941 году заставили ее и ее семью перебраться из их дома в немецкой столице в еврейское гетто в польском городе Лодзь. Это положило начало ее ужасной Одиссеи, в ходе которой она оказалась заключенной в Аушвице и Нойенгамме под Гамбургом, прежде чем была наконец освобождена британскими солдатами в 1945 году из Берген-Бельзена в северной Германии, будучи ходячим скелетом с весом всего в 21 килограмм.
В течение многих лет она никогда не думала о возвращении в Германию, пока в 1977 году ее не пригласили в поездку в город ее рождения, в рамках программы примирения, призванной помочь восстановить связи с бывшими берлинцами, которые были изгнаны нацистами. К настоящему моменту программа, отмечающая в этом году свое 50-летие, успешно организовала недельные поездки в Берлин для многих людей, подобных Мелмед, чтобы они могли вновь познакомиться с городом. Около 35 000 человек приняли приглашение с момента начала программы в 1969 году, и, хотя их число сокращается, каждый год все еще появляются несколько новых участников.
«Я думала, что никогда не вернусь», – сказала 91-летняя Мелмед, которая после войны эмигрировала в США через Швецию, в интервью Associated Press. По «программе приглашения бывших беженцев» возвращались в основном евреи – эмигранты, бежавшие от нацистов, или такие, как Мелмед, выжившие в машине геноцида. 11 сентября она и другие бывшие участники программы были приглашены в мэрию Берлина, чтобы отпраздновать полувековой юбилей программы. На церемонии мэр города Михаэль Мюллер поблагодарил их за возвращение – несмотря на все, что они вынесли от рук немцев. «Многие люди приняли наше приглашение, люди, которые потеряли все, что они любили», – сказал он. «Я хочу выразить вам огромную благодарность за оказанное нам доверие».
Несмотря на скептицизм в отношении того, что кто-то, преследовавшийся нацистами, хотел бы вернуться и увидеть Берлин, в 1970 году – через год после запуска программы — уже был «лист ожидания» из 10000 бывших берлинцев, которые хотели бы вернуться как гости. Более 100 других немецких городов и поселков ввели аналогичные программы, но ни в один муниципалитет не вернулось столько бывших жителей, как в столицу. В Берлине была самая большая еврейская община Германии до Холокоста. В 1933 году, когда нацисты пришли к власти, в Берлине проживало около 160 500 евреев. К концу Второй мировой войны в 1945 году их численность, вследствие эмиграции и уничтожения, сократилась до 7000 человек. Всего во время Холокоста было убито около шести миллионов европейских евреев.
Отец Мелмед был застрелен в Лодзинском гетто, где нацисты собрали евреев и заставляли их работать на заводах, через несколько месяцев после их прибытия, а ее мать умерла от истощения еще через несколько месяцев, вскоре после того, как Мелмед исполнилось 15 лет. Мелмед, которая живет в Венисе, штат Флорида, получила приглашение по программе примирения 42 года назад. «Однажды, совершенно неожиданно, я нашла в почтовом ящике письмо с приглашением вернуться в Белин, приехав туда в гости», – рассказывает бывшая медсестра в отеле, где она остановилась с двумя из своих четырех детей и внуком. «Итак, в 1977 году мы с мужем отправились в Берлин». Они участвовали в организованном групповом туре для десятков других бывших берлинцев, которых преследовали нацисты.
«Я не знаю, была ли та поездка мечтой или кошмаром», – говорит Мелмед. Однажды днем она собиралась выпить кофе в знаменитом берлинском отеле «Кемпински», который теперь называется «Бристоль», точно так же, как в детстве она делала это с мамой и папой, банковским служащим. «Это было душераздирающе», отметила Мелмед. История ее жизни рассказана в рамках посвященной программе выставки «Чартерный рейс в прошлое», которая открылась в мэрии Берлина и продлится до 9 октября.
Йоханнес Тухель, директор Мемориального центра немецкого Сопротивления, курирующего выставку, сказал, что у многих возвращавшихся были противоречивые эмоции. Они не доверяли немцам – особенно в первые годы работы программы, когда многие люди, которых они видели на улицах, все еще принадлежали к поколению нацистского периода. Часто эта поездка оживляла воспоминания о потере и боли, но в то же время многие смогли восстановить связь с городом, о котором у них было много счастливых детских воспоминаний. Для Мелмед все закончилось только в старости.
В 2018 году, когда ей исполнилось 90 лет, она решила еще раз вернуться в Берлин. Именно тогда она познакомилась с нынешними жильцами дома, где когда-то жила ее семья, в районе Вильмерсдорф в Берлине. Они пригласили ее зайти в квартиру, а на прошлой неделе организовали церемонию закладки мемориальной доски, чтобы почтить память ее родителей. Также на прошлой неделе городские власти вручили ей оригинал свидетельства о рождении и свидетельство о браке ее родителей. «Теперь для меня все закончилось», – говорит Мелмед с умиротворенной улыбкой, касаясь своего золотого ожерелья с кулоном в виде магендовида. «Это больше не болит».