Жизнь хабадской пары как полноценных членов еврейской общины Арубы
Раввин Арон Блазберг и его жена Хая, жившие раньше в Иерусалиме, и в Лидсе (Великобритания), теперь проживают на острове Аруба в Карибском море управляя Бейт-Хабадом в Арубе, который, согласно Chabad.org, пара основала там в 2013 году для поддержки местной общины.
По словам пары, остров, официально колонизированный голландцами, имеет давнюю еврейскую историю, с притоками и оттоками еврейских иммигрантов, поселенцев и граждан, начиная с восемнадцатого века. История создала по-настоящему разнообразную еврейскую общину Арубы. Чистая вода и песчаные пляжи впервые привлекли в 1754 году поселенца из числа португальских евреев по имени Моисей Соломон Леви Мадуро, работавшего в голландской Вест-Индской компании, который поселился на Арубе со своей семьей. «Здесь все еще есть старое еврейское кладбище с менее чем дюжиной могил, некоторые из которых относятся к началу 19-го века. Не верится, что еврейская община 1800-х годов была когда-либо достаточно большой, чтобы построить синагогу, и они в конечном итоге исчезли», – рассказали Блазберги Chabad.org.
«Во время Холокоста здесь был приток евреев, и в итоге они организовали общинный центр, а затем синагогу. Со временем многие из детей этих людей уехали, но пришли другие, чтобы заменить их». Блазберги подробно описали масштабы нынешней скромной еврейской общины Арубы, в которую входят 120 человек — постоянных жителей острова, владельцев таймшеров, туристов на круизных лайнерах и посетителей со всего мира — вы считаетесь членом общины, вне зависимости от того, остались ли вы на острове на несколько часов или на длительный период времени.
Пара переехала на Арубу после того, как заключила брак, чтобы стать «посланниками» покойного ребе, раввина Менахема-Мендла Шнеерсона, известного как лидер движения Хабад и последний ребе династии Хабад-Любивич. Они посетили Арубу после того, как связались с лидерами движения Хабад-Любавич, а также с премьер-министром Арубы Майком Эманом, который также является евреем, и после визита они решили поселиться на острове. «Правда заключается в том, что, хотя мы основали здесь первый постоянный Бейт-Хабад, Хабад участвовал в здешней жизни на протяжении десятилетий, – рассказала пара Chabad.org. – Ребе основал программу «Мерказ Шлихус», в рамках которой сотни студентов ешив во время летних каникул и еврейских праздников направлялись в общины по всему миру. Каждое лето пары студентов переезжали с острова на остров, привозя мезузы, еврейскую литературу и связь с внешним еврейским миром».
Согласно статье, Бейт-Хабад на Арубе помогает многим семьям, которые хотят соблюдать кашрут на маленьком карибском острове. Хотя пара объясняет, что большинство продуктов импортируется из США, существуют кошерные сертификаты, позволяющие тем, кто хочет производить кошерные продукты, сделать это, хотя Бейт-Хабад заключил «соглашение с оптовым продавцом в Майами». «У нас есть небольшой кошерный ресторан в нашем «Бейт-Хабаде», который поставляет еду гостям отеля и всем, кто хочет соблюдать кашрут», – сказал Блазберг. «В шаббат и еврейские праздники мы проводим большие трапезы в Бейт-Хабаде, где и местные жители, и туристы наслаждаются кошерной едой и хорошей компанией».
Хотя Блазберги любят жизнь на Арубе, они отметили наличие некоторых проблем. Во-первых, это языковые барьеры, учитывая, что официальным языком острова является голландский, а неофициально — диалект, именуемый папьяменто. Остров Аруба длиной всего девятнадцать миль и шириной шесть миль, поэтому пара утверждает, что у них возникает ощущение «островной лихорадки — чувство застрявшего на маленьком острове, которому некуда идти». Имея четверых детей и не имея еврейских школ, куда они могли бы их отдать, Арон и Хая обучают своих детей на дому, что неизбежно приводит к необходимости совмещения семейной жизни и работы. Наконец, большая часть еврейской общины острова зависит от них в плане получения необходимых удобств, проведения богослужений и в буквальном смысле угощения диаспоры на Арубе. Тем не менее, пара добавляет в общем хабадском стиле: «Конечно, это все настоящее счастье. У нас прекрасная семья и фантастическая община, которую мы очень любим, поэтому жаловаться не на что».
В то время как образ жизни Хабада — это открытость, любовь и доброта — это нелегкий путь. Чтобы сохранить мотивацию, пара сохраняет приятные воспоминания о моментах, которые положительно повлияли на их жизнь или жизнь кого-то еще. В качестве примера, они рассказали Chabad.org об опыте, который они получили после встречи с еврейской парой из бывшего Советского Союза, отошедшей от своей еврейской идентичности: «Мы спросили джентльмена, не наденет ли он тфилин. Он сказал, что это слишком поздно для него. Его внуки получали хорошее еврейское образование в еврейской школе в Америке. Но он сам уже был лишен своей еврейской идентичности. В конце концов он согласился надеть тфилин. Когда мы вместе сказали «Шма», он заплакал. Он сказал нам, что почувствовал, что наконец-то освободился от цепей коммунизма». «Это был изменяющий жизнь опыт для него и для нас. Это показывает, почему мы оставили свои семьи и переехали на Арубу, чтобы иметь возможность разделить радость иудаизма, с одной душой за раз», – заключили они.