История двух британок, спасавших евреев от Холокоста, станет основой художественного фильма
Необыкновенная история двух британских сестер, которые стали героями, оказывая помощь евреям в бегстве от нацистских преследований, будет показана на большом экране.
Ида и Луиза Кук были двумя скромными секретарями на государственной службе, чья страсть к опере стала предлогом для их многократных поездок в Германию в 1930-х годах. Пока они посещали оперные театры страны, они также обеспечивали безопасный проход для десятков людей, которые в противном случае погибли бы в годы Холокоста.
Художественный фильм «Сестры Кук» будет выпущен Дональдом Розенфельдом, бывшим президентом кинокомпании Merchant Ivory Productions, снявшей ряд классических ильмов, таких как «Говардс Энд» с Эммой Томпсон в главной роли. После работы над четырьмя фильмами с Томпсон, уже начав пятый проект, Розенфельд планирует снять ее в роли одной из сестер Кук. Вторую из сестер сыграет лауреат премии Оскар Кейт Бланшетт.
Розенфельд хочет отдать дань смелости сестер Кук. Во время посещения оперы они общались с высокопоставленными нацистами, при этом помогая беженцам. Вспоминая мюзикл о побеге семьи Трапп от нацистов, он описал историю Куков как «настоящий звук музыки». Проблема в том, что если бы сюжет был вымышленным, то это было бы невероятно. Как два секретаря на скудных зарплатах финансировали свои поездки в Германию? В мемуарах Иды 1950 года, которые мало что дали, она написала о том, как экономила свои деньги, чтобы совершить первую поездку в оперу.
Авторы кинофильма подозревают, что сестры также были шпионами британского правительства. Их расследования привели к обнаружению официальных досье, хранящихся в ЦРУ, которые полностью закрыты. Они надеются, что два сенатора и адвокат смогут открыть их. «Тот факт, что есть досье в ЦРУ, означает, что в Mи-6 оно тоже есть, – сказал Розенфельд. – Это невероятная история двух сестер, которые в основном жили вместе. У них никогда не было мужей или детей. Это невероятные роли для двух актрис». Родившиеся в Сандерленде, сестры совместно владели скромным домом с террасой в Уондсворте, на юге Лондона. Увлекшись музыкой, после того, как Луиза услышала что-то из Пуччини, они оплачивали свои поездки в Германию частично за счет денег, которые Ида получала от романов, которые она писала для издательства «Миллс и Бун» под псевдонимом Мэри Берчелл. Это все еще не объясняет, как они могли позволить себе неоднократные поездки, говорит Розенфельд: «Не было воздушного сообщения по всей Европе. Они летят в страну, в которой правит диктатор, и которая собирается вторгнуться во Францию. Они делают это годами, посещая разные города и посещают оперные театры. Расходы только на это были бы безумными. Они не могли себе этого позволить. Даже стоимость билетов в оперу была бы огромной, добавил он: «Тогда не было интернета, чтобы предварительно купить билеты. Слишком много невозможного. Это абсолютно похоже на спецоперацию». Между 1937 годом и началом войны сестры Кук помогли побегу десятков людей. Каким-то образом сестры обеспечили финансовые гарантии, необходимые для того, чтобы еврейские беженцы прибывали в Великобританию. Им не разрешалось покидать Германию со своим имуществом, поэтому сестры переправляли их через границы. Они носили одежду, купленную в Woolworth’s, и выглядели настолько обыденно, что сотрудники таможни никогда не подозревали, что у их сопровождающих были спрятанные в зубной пасте бриллианты и другие драгоценности.
Изабель Винсент,ведущая журналистское расследование, вникает их историю в процессе написания сценария и книги. Она считает, что сестры получали поддержку с самого высокого уровня. Эти бесстрашные женщины в 1930-х годах могли добывать жизненно важную информацию. Они останавливались в лучших отелях, где видели Германа Геринга, Йозефа Геббельса и Генриха Гиммлера. Среди документов, хранящихся в Blythe House в Лондоне, Винсент видела оперные программы представлений, которые посещали сестры, в том числе одну, выпущенную в Мюнхене в 1938 году с нацистскими эмблемами и предисловием Адольфа Гитлера. Еще один увлекательный персонаж – дирижер Клеменс Краусс. Винсент рассказывает: «Он был австрийцем, который приехал в Берлин и присоединяется к нацистской партии. Он был каким-то двойным агентом. [Он] создавал программы в городах, где сестры должны были помогать людям. Так что это операция. Винсент поражена множеством дыр в мемуарах Иды: «Возможно, есть две главы о нескольких людях, с которыми они помогали, но это материал отчасти замалчивается». С одной стороны, сестры были фанатичными поклонницами, выстаивая очереди для получения автографов певцов. Певцы оценив их страсть, приглашая сестер в свои дома. У Винсент есть письмо от сопрано Амелиты Галли-Курчи, с благодарностью за «прекрасный платок, который вы вышивали для меня». Размышляя о подлинной истории сестер, Винсент теперь пытается идентифицировать людей, которых они спасли. В Денвере она нашла уже умершего музыканта из Венской филармонии, который много лет писал Иде. Его дочь делится письмами с Винсент. У кинематографистов есть около 27 возможных адресов в Лондоне и пригородах, где могли бы проживать другие спасенные.
Розенфельд просит всех, кто был связан с сестрами Кук, чтобы они связались с Sovereign Films, его производственной компанией. Ида и Луиза умерли в 1986 и 1991 годах соответственно. В 2010 году они были посмертно награждены правительством в качестве британских героев Холокоста. «Они великие герои, – сказал Розенфельд. – Этот фильм – это возможность отдать им глобальную дань уважения».