Хаменеи: цель израильского удара — свержение режима в Иране
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил в среду, что цель недавней израильской атаки заключалась в подрыве устоев Исламской Республики и провоцировании народного восстания.
«Расчёт агрессоров состоял в том, чтобы ослабить систему путём уничтожения определённых фигур и чувствительных центров в Иране», — говорится в заявлении, опубликованном на официальном сайте Хаменеи. «Они надеялись на беспорядки и вывод людей на улицы с целью свергнуть режим».
Израиль начал масштабные удары по иранским ядерным и баллистическим объектам 13 июня — спустя 61 день после того, как президент США Дональд Трамп дал Ирану 60-дневный ультиматум по ядерной сделке. Война продолжалась 12 дней и сопровождалась беспрецедентными ударами США по ядерным объектам в Фордо, Исфахане и Натанзе. По оценкам иранских властей, в результате атаки погибли более 1000 человек.
Несмотря на заявления министра обороны Израиля Исраэля Каца о том, что смена режима не была целью войны, иранский президент Масуд Пезешкиан утверждает, что покушение на него действительно имело место. По сообщениям иранских СМИ, в начале конфликта израильская авиация атаковала здание, где проходило заседание Высшего совета национальной безопасности с участием президента. Пезешкиан получил ранение ноги, но остался жив.
Во время войны Хаменеи, по данным СМИ, находился в подземном бункере на востоке Ирана.
В ответ на удары Израиля Иран выпустил более 500 баллистических ракет и около 1100 беспилотников. По данным израильских больниц и Минздрава, в результате атак погибли 29 человек и были ранены более 3000. Также Иран атаковал американскую базу в Катаре в ответ на действия Вашингтона.
В среду Хаменеи предостерёг США от новых военных шагов, заявив в телеобращении, что Иран «способен нанести удар сильнее, чем в предыдущем конфликте», и подчеркнув, что борьба против Америки и её пса на поводке — Израиля — заслуживает похвалы.
Планировавшийся шестой раунд ядерных переговоров между Ираном и США, назначенный на 15 июня, так и не состоялся. Иранская сторона заявляет, что остаётся открытой к дипломатии, но требует от Вашингтона гарантий ненападения.
В тот же день иранский парламент выступил против возобновления переговоров без выполнения неуточненных «предварительных условий». Хаменеи призвал дипломатов и военных «действовать с осторожностью и точностью», не вдаваясь в детали.
