Новости

Еврейский музей в Польше отмечает десять лет с момента открытия

1 ноября, 15:00 культура, польша
Поделиться

В самом сердце бывшего Варшавского гетто, где евреев убивали, а их район сравняли с землей во время Второй мировой войны, еврейская община так и не восстановилась — но музей на протяжении десятилетия привлекает посетителей, чтобы узнать об их истории, пишет журналистка JTA Шира Ли Бартов.

Музей «Полин» отмечает 10 лет с момента открытия своей выставки о 1000-летней истории польских евреев. За это время он прославился как один из ведущих еврейских музеев мира и символ долго откладывавшегося признания Польшей своего угасшего еврейского прошлого. Но он также столкнулся с вызовами со стороны правительства, которым управляла правая националистическая партия «Право и справедливость», стремившаяся отстранить руководителей музея, считавшихся слишком критичными по отношению к политике правительства или не желающими соответствовать националистическим версиям истории. «Право и справедливость» была сменена центристской коалицией в прошлом году.

Во время уик-энда юбилейной программы в конце сентября, которая включала гала-концерт, концерт симфонического оркестра и кураторские экскурсии, музей, модернистское здание которого было спроектировано финской фирмой «Lahdelma&Mahlamäki», посетило около 10000 человек. Среди гостей были правительственные чиновники, основатели и спонсоры музея, а также влиятельные членов небольшой еврейской общины Польши, включая главного раввина Польши Михаэля Шудриха и 98-летнего историка и пережившего Холокост Мариана Турского, который возглавляет совет музея.

Шумиха вокруг 10-летнего юбилея «Полин» отражает его влияние на Польшу, общество, которое только в последние десятилетия обратилось к истории своей еврейской общины и 3 миллионам польских евреев, убитых там нацистами. Название музея взято из истории о евреях, которые бежали от преследований в Западной Европе и прибыли в Польшу в Средние века. Согласно легенде, они услышали пение птиц «Po-lin», что означало на иврите «отдохни здесь» и «Польша». До вторжения Германии в Польшу в 1939 году это была одна из самых многонациональных стран в Европе. Евреи составляли 10% от общей численности населения и большинство во многих городах. В Варшаве проживало более 350000 евреев — около 30% населения города. После того как нацисты убили большую часть польских евреев, страна на десятилетия оказалась под коммунистическим правлением. Советские власти подавляли еврейскую религиозную и культурную жизнь и превратили Холокост в идеологический нарратив о полной победе Советов над нацистами, низведя польско-еврейскую историю до того, что ученые называют «коммунистическим морозильником».

Только в начале 1990-х годов, после падения коммунизма, впервые возникла идея музея «Полин». Спустя более 20 лет и более 100 миллионов долларов, с помощью богатых американских спонсоров и польского правительства, музей «Полин» открыл свою основную экспозицию в октябре 2014 года. «В течение 50 лет люди, включая польских евреев, ничего не знали о том, кем были польские евреи», — заявил Шудрих JTA. «Что действительно произошло с 1989 года, так это то, что люди начали учиться, и центральное место для этого образования находится здесь».

Амбиции «Полин» отличались от мемориалов во многочисленных концентрационных лагерях и нацистских лагерях смерти в Польше: это место называет себя «музеем жизни». Только одна из восьми мультимедийных галерей посвящена Холокосту. Остальные прослеживают тысячелетие еврейской жизни в Польше. От первого появления евреев в 10 веке до развития еврейских городов, жизнь во время раздела Польши между Россией, Пруссией и Австрией, волны погромов, рождение современных еврейских социальных, политических и религиозных движений, и период новообретенных свобод после Первой мировой войны во Второй Польской Республике, все до опустошения, вызванного Холокостом. Последняя галерея также прослеживает послевоенные годы, когда в Польше оставалось небольшое количество евреев.

После того как в 1968 году спонсируемая правительством антисемитская кампания изгнала из страны тысячи евреев, осталось всего около 10000 человек. Эта галерея также рассматривает возобновившийся интерес к еврейской истории с 1990-х годов, что привело к появлению фестивалей еврейской культуры по всей Польше, многие из которых были организованы неевреями.

Историк Польской академии наук и первый директор музея Дариуш Стола заявил, что «Полин» появился в идеальное время — когда интерес к еврейскому наследию Польши рос дома, а интерес к польскому наследию евреев рос за рубежом. (По словам почетного профессора Нью-Йоркского университета и главного куратора основной экспозиции «Полин» Барбары Киршенблатт-Гимблетт, у почти 70% евреев мира польские корни.)

На сегодня музей посетили более 5 миллионов раз, причем около половины посетителей были из Польши, а половина — из других стран. В его коллекцию наград входят премия Европейской музейной академии и премия Европейского союза «Europa Nostra». «Музей «Полин» стал результатом открытия польского общества после 1989 года, демократии, определенных либеральных принципов — таких, как идея о том, что люди разные и мы должны жить вместе, — но он также внес свой вклад в эти события», — заметил Стола JTA. Но последние 10 лет также принесли трудности людям, которые работают в сфере образования, посвященного еврейской истории Польши.

В период с 2015 по 2023 год националистически-консервативное правительство сделало контроль над историей центральной частью своей платформы, пообещав возродить гордость Польши за свое прошлое и искоренить так называемую «педагогику стыда» — что означало подавление дискуссий о поляках, которые убивали евреев или сотрудничали с нацистским режимом. В 2018 году страна приняла закон, запрещающий обвинять Польшу или польский народ в соучастии в Холокосте. Хотя наказание за него изменилось — законодатели снизили его с преступления, караемого тремя годами тюрьмы, до гражданского правонарушения — закон остается в силе и сегодня. Стола был среди жертв правительства, которое обвинило его в «политизации» музея «Полин» после выставки, рассказывавшей об антисемитской кампании в Польше 1968 года. Стола был отстранен от должности директора в 2019 году, несмотря на победу в конкурсе на продление срока его полномочий. Тем не менее Стола считает, что «Полин» добился успеха в просвещении польской общественности о еврейской истории в их среде. Он отметил, что даже те, кто выступает против музея, были вынуждены использовать его данные.

«Пару лет назад был момент, когда группа антисемитов провела небольшую кампанию в интернете: «Это Польша, а не «Полин»», — рассказал Стола в своем выступлении на приеме, посвященном 10-летию. «Я почти уверен, что они никогда не слышали названия «Полин» до того, как мы открыли этот музей, так что они также чему-то научились».

Для евреев в Польше и за рубежом «Полин» предоставил возможность узнать о польско-еврейском наследии за пределами самой запоминающейся истории смерти и разрушений. В мемориале Аушвица в Освенциме регулярный парад студентов-евреев, туристов и чиновников оставляет головокружение от отчаяния — но «Полин» стремился вызвать и другие чувства. «Это место, куда человек с еврейскими корнями может прийти и узнать, вау, посмотрите, что создали мои предки».

Благодаря пожертвованию у музея появилось несколько влиятельных друзей в Соединенных Штатах. Актер Джесси Айзенберг на приеме рассказал по видеосвязи о посещении Польши для съемок своего нового фильма «Настоящая боль» о двух кузенах, которые едут туда, чтобы узнать историю Холокоста своей бабушки, основанную на его собственных корнях в этой стране. Айзенберг пошутил, что, когда он приехал на съемки в прошлом году, он был раздражен, увидев, что музей «Полин» построен на месте, которое, как он помнил, было пустым во время его первой поездки с целью раскрыть историю своей семьи. «Сначала я был расстроен, потому что это противоречило моему представлению 2008 года, но когда я вошел в музей, я был просто ошеломлен», — рассказал Айзенберг, который подал заявку на получение польского гражданства. «Я не могу дождаться, чтобы вернуться».

Киршенблатт-Гимблетт заявила, что «Полин» вырос из потребности понять, что исчезло из Польши вместе с большинством ее евреев. В отличие от многих других музеев Холокоста в Европе, «Полин» возник не на основе коллекции еврейских реликвий и останков, а на ее отсутствии. «Этот музей построен на руинах гетто, на руинах довоенного еврейского квартала», — подчеркнула в речи на приеме Киршенблатт-Гимблетт. «Для меня это очень мощный символ, потому что мы начинали без коллекции. Теперь мы сформировали коллекцию — у нас более 19000 экспонатов — но нашим самым большим активом была не коллекция. Нашим главным активом была мощная история крупнейшей еврейской общины в мире».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции