Наследный принц Саудовской Аравии заявил, что он «приближается» к нормализации отношений с Израилем
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман заявил в интервью американскому телевидению, что его страна неуклонно приближается к нормализации отношений с Израилем, а также предупредил, что, если Иран получит ядерное оружие, «то и мы должны его получить», сообщает «Reuters».
«Каждый день мы становимся ближе», — заявил наследный принц «Fox News» в выступлении, транслировавшемся 20 сентября, когда его попросили охарактеризовать переговоры, направленные на то, чтобы давние враги Израиль и Саудовская Аравия достигли знакового соглашения об установлении дипломатических отношений. Интервью консервативного американского телеканала с наследным принцем, широко известным как МБС, появилось в то время, когда администрация президента Джо Байдена предпринимает усилия по установлению исторических связей между двумя региональными влиятельными центрами, главными союзниками Вашингтона на Ближнем Востоке.
Переговоры о нормализации являются центральным элементом сложных переговоров, которые также включают обсуждение гарантий безопасности США и гражданской ядерной программы, к которой стремится Эр-Рияд, а также возможных уступок Израиля палестинцам. «Для нас палестинский вопрос очень важен. Нам необходимо решить эту часть», — заметил МБС, де-факто правитель Саудовской Аравии, когда его спросили, что нужно сделать, чтобы добиться соглашения о нормализации отношений. «И на данный момент у нас есть хорошая стратегия переговоров». «Нам нужно посмотреть, куда мы идем. Мы надеемся, что это приведет к тому, что облегчит жизнь палестинцев и сделает Израиль игроком на Ближнем Востоке», – заявил он, говоря по-английски.
Как отмечает журналист «The Times of Israel» Джейкоб Магид наследного принца долгое время считали менее враждебным по отношению к Израилю, чем его отца короля Салмана. В прошлом году он заявил «The Atlantic»: «Мы не смотрим на Израиль как на врага. Мы смотрим на него как на потенциального союзника со многими интересами, которые мы можем преследовать вместе».
МБС также выразил обеспокоенность по поводу возможности того, что Иран, общий противник Саудовской Аравии и Израиля, которого США хотят сдержать, может получить ядерное оружие. Тегеран отрицает стремление к созданию ядерной бомбы. «Это плохой шаг», – заявил он. «Если вы воспользуетесь им, вам придется серьезно подраться с остальным миром». На вопрос, что произойдет, если Иран получит ядерную бомбу, МБС ответил: «Если они ее получат, мы должны ее получить по соображениям безопасности и баланса сил на Ближнем Востоке. Но мы не хотели бы это увидеть». МБС заявил, что Саудовская Аравия «обеспокоена», когда какая-либо страна приобретает ядерное оружие. Однако он предположил, что никто не будет применять ядерное оружие, поскольку это будет означать начало «войны с остальным миром». «Мир не может увидеть еще одну Хиросиму», — добавил он, имея в виду японский город, практически разрушенный американской ядерной бомбой во время Второй мировой войны.
Потенциальные выгоды от соглашения
Хотя американские чиновники утверждают, что до какого-либо прорыва еще далеко и остаются серьезные препятствия, они в частном порядке рекламируют потенциальные выгоды от соглашения. К ним относятся устранение возможной «горячей точки» в арабо-израильском конфликте, усиление защиты от Ирана и противодействие проникновению Китая в Персидский залив (Вашингтон ожидает, что Эр-Рияд сократит свои экономические и военные отношения с Китаем и Россией). Байден также одержит победу во внешней политике, что будет способствовать его переизбранию в ноябре 2024 года.
Трансляция заранее записанных на пленку комментариев наследного принца произошла в тот же день, когда состоялась долгожданная встреча Байдена и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, на которой они пообещали работать вместе над нормализацией израильско-саудовских отношений, которая может изменить геополитику Ближнего Востока. Оба лидера также заявили, что Ирану нельзя позволить приобрести ядерное оружие. Высокопоставленный представитель администрации Байдена, который информировал журналистов после встречи Байдена и Нетаньяху 20 сентября, рассказал, что премьер-министр Израиля также понимает важность палестинского вопроса в переговорах по нормализации отношений. «Среди всех лидеров существует общее понимание этого исторического шага между Израилем и Саудовской Аравией, всем лидерам, участвующим в этом, придется сделать некоторые очень трудные вещи, в том числе премьер-министру Израиля. И это включает фундаментальный вопрос между израильтянами и палестинцами», — заявил высокопоставленный представитель администрации, отказавшись уточнить, как может выглядеть этот вопрос. Это ознаменовало бы сдвиг в мышлении Нетаньяху, поскольку в прошлом он стремился публично преуменьшить центральную роль палестинского компонента в переговорах по нормализации отношений с Саудовской Аравией.
Нетаньяху уже давно раздражают уступки палестинцам, и теперь его ограничивает жесткая коалиция, которая в подавляющем большинстве выступает против решения о двух государствах. Но администрация Байдена уже давно утверждает, что шаги по значительному продвижению решения о сосуществовании двух государств необходимы для успеха соглашения, поскольку уступки будут необходимы, чтобы успокоить критику Саудовской Аравии в мусульманском и арабском мире, а также для того, чтобы убедить демократов – прогрессистов в Сенате отказаться от своих сомнений в отношении ситуации с правами человека в Эр-Рияде, чтобы поддержать соглашение.
Высокопоставленный израильский чиновник на брифинге для журналистов на условиях анонимности после встречи Байдена и Нетаньяху заявил, что премьер-министр сказал президенту, что палестинцы должны быть частью процесса, но не должно иметь права вето на этот процесс. Сдерживаемый ультраправыми партнерами по коалиции, которые выступают против шагов по созданию палестинской государственности, Нетаньяху стремится ограничить разговоры об уступках экономическим проектам, направленным на повышение благосостояния палестинцев и помощь испытывающей финансовые затруднения палестинской администрации, сообщил «The Times of Israel» 19 сентября чиновник, знакомый с этим вопросом.
ПА в переговорах с саудовскими и американскими чиновниками выразила желание заручиться поддержкой США в признании палестинской государственности в ООН, открытии США своего консульства в Иерусалиме, которое исторически служило палестинцам заменой посольства, отмене закона Конгресса, характеризующего ООП как террористическую организацию, передаче Израилем территории Западного берега под палестинский контроль и сносе незаконных поселенческих форпостов на Западном Берегу.
В своем публичном выступлении в начале встречи с Байденом Нетаньяху подтвердил свою уверенность в том, что соглашение о нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией «будет иметь большое значение, прежде всего, для ускорения окончания арабо-израильского конфликта, достижения примирения между исламским миром и Еврейское государство и способствовать подлинному миру между Израилем и палестинцами». Высокопоставленный израильский чиновник заявил, что существует «хороший шанс, что нам удастся» найти путь к соглашению о нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией, что дает ему вероятность 50,1%. «Они договорились двигаться вперед с рабочими группами. Основное внимание было сосредоточено на том, как продвинуть сделку, а не на том, стоит ли ее продвигать. Они углубились во многие детали», — рассказал чиновник.
Помощник госсекретаря США по делам Ближнего Востока Барбара Лиф 20 сентября высказалась несколько менее оптимистично, заявив во время интервью в прямом эфире на конференции «Al-Monitor» в Нью-Йорке, что путь к такому соглашению «долгий и извилистый» и что США пытаются стать «повивальной бабкой» для переговоров. Высокопоставленный официальный представитель администрации Байдена на брифинге для журналистов после встречи Байдена и Нетаньяху заявил: «Существует базовое согласие не только по важности этого вопроса, но и по некоторым контурам того, что потребуется». «Нормализация — очень сложный вопрос… Никто никогда не говорил, что это уже не за горами», — заметил чиновник. «Мы добились определенного прогресса, но… есть несколько способов продвинуться в этом направлении, прежде чем мы доберемся до цели».
Представитель администрации заявил, что Байден и Нетаньяху провели «конструктивную» дискуссию по этому вопросу «на некоторой глубине» во время встречи в Нью-Йорке. На вопрос, согласны ли США и Израиль с требованием Саудовской Аравии о помощи США в создании гражданской ядерной программы, представитель администрации ответил: «Что бы ни было сделано в отношении гражданского ядерного сотрудничества с Саудовской Аравией или кем-либо еще, это будет отвечать строгим стандартам нераспространения США».
Что касается требования Саудовской Аравии о заключении пакта о взаимной обороне с США, высокопоставленный представитель администрации заявил: «В соглашении есть компонент безопасности и ряд компонентов, «которые фундаментально отвечают интересам США. Это одна из причин, по которой мы, очевидно, стремимся к этому, а также из-за потенциальных глобальных масштабов». Обращаясь к напряженности на Западном Берегу, представитель администрации повторил, что США «обеспокоены насилием со стороны поселенцев, обеспокоены террористическим насилием», по-видимому, проводя различие между этими двумя явлениями. Чиновник сообщил, что Байден и Нетаньяху обсудили «очень конструктивные идеи о дальнейших действиях» на этом фронте.
Что касается усилий израильского правительства по реформированию судебной системы, чиновник заметил, что есть понимание между двумя лидерами, что должен быть путь, который предполагает компромисс». Он охарактеризовал встречу как «очень конструктивную, очень откровенную — в конечном итоге, мы надеемся, продуктивную — беседу, которую на самом деле мог иметь только президент Джо Байден с Биби Нетаньяху».
МБС сделал строгое предупреждение Тегерану, несмотря на то, что две страны договорились на переговорах при посредничестве Китая в марте о восстановлении отношений после многих лет враждебности. Но он предложил Ирану оливковую ветвь мира, заявив, что обе страны положили «хорошее начало», и он надеется, что оно будет продолжаться. Столкнувшись с критикой со стороны США, МБС, чья страна является крупнейшим в мире экспортером нефти, также поддержал решение ОПЕК+ о сокращении добычи нефти, заявив, что оно основано на стабильности рынка и не направлено на помощь России.
Среди проблем, с которыми США сталкиваются при заключении широкомасштабного соглашения, можно назвать удовлетворение требований МБС. Сообщается, что он добивается заключения договора, обязывающего США защищать королевство в случае нападения, а также хочет иметь современное оружие и помощь для разработки гражданской ядерной программы. От израильтян МБС требует существенных уступок палестинцам, чтобы сохранить перспективы государственности на оккупированных территориях. Байден также настаивает на этом, но ультраправое правительство Нетаньяху не проявило особой готовности пойти на это. В Вашингтоне растет ощущение скорейшей необходимости в соглашении из-за усилий Китая по завоеванию стратегического плацдарма в Саудовской Аравии. Администрация также стремится к дальнейшему восстановлению связей с Эр-Риядом, который Байден однажды поклялся сделать «изгоем».
Но улучшение отношений между США и Саудовской Аравией в сфере безопасности столкнется с сопротивлением в Конгрессе США, где многие критикуют МБС за убийство журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году, интервенцию Эр-Рияда в Йемен и его роль в высоких ценах на нефть. Отвечая на вопрос об убийстве Хашогги, МБС заявил, что реформирует систему безопасности королевства, чтобы гарантировать, что такого рода «ошибка» не повторится снова.
Иран выступил против нормализации отношений
По сообщениям израильских СМИ, президент Ирана Ибрагим Раиси осудил возможность нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем на пресс-конференции в Нью-Йорке 21 сентября. «Нормализация отношений между Израилем и Саудовской Аравией станет ударом в спину палестинцам», — заметил Раиси.