Новости

Еврейская организация призвала к созданию мемориала британским евреям, чьи останки были перенесены в братскую могилу в 1970-х годах

15 августа 2023, 19:00 Великобритания
Поделиться

Останки тысяч британских евреев, включая деда Бенджамина Дизраэли и боксера Даниэля Мендосу, были перезахоронены в безымянных братских могилах, чтобы освободить место для нового кампуса, пишет журналистка «The Guardian» Гарриет Шервуд. Полвека спустя еврейская организация, ответственная за захоронения, впервые публично признала, что перезахоронение противоречит еврейскому закону. И что не существует долговременного памятника умершим.

Удаление человеческих останков из того места, что сейчас является кампусом Лондонского университета королевы Марии (QMUL) в восточной части Лондона, произошло в 1973 году после того, как это место было приобретено для расширения учреждения. Кости более 7000 евреев, умерших в основном в 18 и 19 веках, были помещены в четыре братские могилы на новом месте захоронения недалеко от Брентвуда, Эссекс, без камней, где были бы высечены имена умерших. Останки находятся в ведении сефардской общины «S&P», первоначально общины испанских и португальских евреев, живших в Лондоне, которая продала свое кладбище Нуэво в Майл-Энде Колледжу королевы Марии, предшественнику QMUL.

Еврейский закон требует, чтобы останки каждого человека были захоронены как единое целое и не перемещались. Однако глава общины Рэйчел Финк рассказала, что, поскольку «многим могилам на кладбище Нуэво более 200 лет, распад костей с течением времени мог помешать эффективному перезахоронению некоторых людей, что противоречит еврейскому закону». По ее словам, раввины дали разрешение на перезахоронение. В письме от 10 ноября 1974 года раввина Моше Файнштейна, ведущего еврейского авторитета в области права, говорилось: «Я был потрясен, узнав о великом правонарушении, которое произошло в Лондоне. О том, как община продала свое большое кладбище, на котором были захоронены люди из нескольких прошлых поколений. Широко известно, что это запрещено еврейским законом».

Выдающийся историк Саймон Шама заявил, что перезахоронение в братских могилах было «печальной историей, которую невозможно исправить», но добавил: «На что можно надеяться, так это на надлежащий мемориал в Брентвуде, достойный тысяч евреев-сефардов 18-го и 19-го веков, которые были членами великой еврейской общины в Великобритании».

Кладбище Нуэво было основано в 1725 году и использовалось до 1920 года. Первоначально оно занимало 1,2 гектара и было расширено в 1855 году. Среди похороненных были Мендоса, знаменитый боксер 18-го века; дед премьер-министра королевы Виктории Бенджамина Дизраэли, которого также звали Бенджамин Дизраэли; и богатый банкир и филантроп Сэмпсон Гидеон. В начале 1970-х Колледж Королевы Марии начал переговоры о покупке заброшенного кладбища у еврейской общины «S&P». Принятый парламентом Закон о колледже королевы Марии 1973 года – разрешил уничтожение могил. Согласно закону, колледж должен был принять меры для вывоза человеческих останков с места и их повторного захоронения в другом месте. 29 августа 1973 года колледж заплатил 210000 фунтов стерлингов Лондонскому фонду сефардов за аренду на 999 лет места захоронения в Майл-Энде. Он заплатил дополнительную сумму в размере 165908 фунтов стерлингов плюс НДС ныне несуществующей компании «London Necropolis Company» за извлечение, перемещение и повторное захоронение человеческих останков.

Согласно протоколу постоянной комиссии колледжа, работа была завершена к октябрю 1974 года. Неизвестно, что случилось с надгробиями тех, кого выкопали. Местом повторного захоронения был небольшой участок спортивной площадки, известной как Дитчли, недалеко от Брентвуда, который был куплен колледжем в 1937 году. Этот участок был передан общине «S&P». В заявлении, опубликованном в студенческой газете Колледжа королевы Марии 5 сентября 1973 года, секретарь колледжа Р. М. Тонг заявил: «Над останками в Дитчли будет разбит сад памяти». Этого никогда не было. Теперь на этом месте есть табличка с надписью «Кладбище Брентвуд» и табличка внутри ворот, призывающая людей не входить. На стене написано благословение на иврите. В задней части участка расположены четыре большие аккуратные площадки, выложенные камнями и окруженные низкой оградой. Никаких опознавательных знаков и названий. Остальная часть участка заросла травой.

По словам Финк, в Брентвуде были таблички с именами тех, кто был захоронен, но со временем они разрушились. «Есть планы заменить их более устойчивым мемориалом», — заявила она. Она рассказала: «Раввинские лидеры того времени должны были обеспечить руководство в отношении процесса, необходимого для повторного захоронения тел». Это включало бы обеспечение того, чтобы «останки каждого человека были повторно захоронены вместе». Однако из-за возраста и «распада» останков это было бы «сложно», добавила она. «Записи относительно точных причин погребения, принявшего такую форму неясны, но, возможно, природа останков означала, что групповое захоронение могло лучше гарантировать вероятность того, что останки каждого человека будут похоронены вместе». По словам Финк, сефардская община «S&P» стремилось «увековечить память о тех, кто там похоронен», но стоимость мемориала оценивается более чем в 250000 фунтов стерлингов. По ее словам, община будет приветствовать пожертвования «для этого весьма достойного и значимого проекта».

Некоторые человеческие останки и надгробия остались в Майл-Энде, где они сохранились и сегодня, хотя и окружены зданиями кампуса. По условиям договора QMUL обязуется содержать территорию как открытое пространство, в опрятном и ухоженном состоянии. В 2014 году часть кладбища, оставшаяся в QMUL, была отремонтирована и стала охраняемым объектом английского наследия. Пресс-секретарь университета заявил: «Уход за кладбищем и его сохранение — это то, что мы делаем с гордостью и в соответствии с нашими ценностями». Небольшое количество человеческих останков и надгробий, в том числе могилы Сэмпсона Гидеона, были перенесены на кладбище «S&P» «Хуп-Лейн» в Голдерс-Грин, северный Лондон.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции