Новости

Израиль будет использовать имя Эйнштейна, чтобы рекламировать Израиль как «привлекательный бренд» во всем мире

11 июня 2023, 11:00 Израиль
Поделиться

На протяжении десятилетий около 80000 документов, завещанных Альбертом Эйнштейном после его смерти в 1955 году Еврейскому университету, хранились на складе в Иерусалиме и постепенно размещались в Интернете в формате онлайн-архива, пишет журналистка «The Jerusalem Post» Джуди Зигель-Ицкович.

Вечером 13 июня, после многих лет усилий, в кампусе Гиват-Рам состоится церемония закладки фундамента Дома Альберта Эйнштейна — музея, который, по мнению его основателей, быстро станет популярным местом как для туристов, так и для израильтян.

Почти каждый взрослый в развитых странах считает этого физика-теоретика и математика одним из самых умных людей мира. Одно только его имя является прилагательным к слову «блестящий», и «Гугл» зафиксировал 330 миллиардов упоминаний о нем. Но вряд ли неспециалисты смогут в нескольких предложениях объяснить основы его теорий специальной и общей теории относительности, изменивших мир, или даже смысл его уравнения E = mc².

Еврейская, сионистская жизнь Альберта Эйнштейна, самого известного в мире ученого

Большинство людей также, вероятно, не знают о том, что он был евреем, преданным сионистом и сторонником создания Израиля за десятилетия до того, как он стал государством, и соучредителем Еврейского университета в Иерусалиме, которому он завещал всю свою интеллектуальную собственность и исключительные права на его имя, изображение, личные и научные труды.

После того как ужасы Холокоста стали известны, Эйнштейн отклонил многочисленные приглашения и предложения вернуться в Германию и воссоединиться с немецкими научными учреждениями. Когда он умер в 1955 году, он оставил документы HU, который получили их в 1980-х годах.

В 1902 году у Теодора Герцля было пророческое видение о том, что еврейское государство станет центром творчества и науки. В 1918 году ученый Хаим Вейцман, впоследствии ставший первым президентом Израиля, привлек Эйнштейна для создания университета в Иерусалиме. Эйнштейн, признанный отцом HU, был его первым почетным председателем правления.

На церемонии открытия университета в 1923 году на горе Скопус в Иерусалиме Эйнштейн заявил: «Я считаю этот день величайшим днем в моей жизни… Сегодня я был счастлив, увидев, как еврейский народ учится узнавать себя и добиваться признания, как сила в мире. Это великий век, век освобождения еврейской души, и он был достигнут благодаря сионистскому движению, так что никто в мире не сможет его разрушить».

Некоторым поклонникам Эйнштейна может не нравиться Израиль или они могут враждебно относиться к нему, но их может привлечь эта страна, если они увидят визуальные материалы, прочитают и узнают о немецком гении.

Сборники документов о человеке и гениальном ученом, семьянине и государственном деятеле были размещены в Интернете (http://www.albert-einstein.org) в расширенном формате в 2012 г. к 133-летию со дня его рождения. Несмотря на то, что в 2003 году в Иерусалиме был создан относительно скромный онлайн-архив, новый архив является гораздо более полным и содержит тысячи факсимильных страниц в виде файлов PDF, изображений и переводов, количество которых будет продолжать расти по мере обработки и перевода большего количества документов. 

Физически расположенные рядом с Национальной библиотекой Израиля в иерусалимском районе Гиват-Рам, документы были доступны в электронном виде многим людям, в основном профессионалам и ученым. Тем не менее, хотя тексты из архивов Эйнштейна были размещены в Интернете, техническое содержание слишком сложно для понимания неспециалистом, и в течение десятилетий скрывалось от посторонних глаз в кампусе Эдмунда Дж. Сафра в Гиват-Раме.

Сотрудник МИД Израиля Идо Ахарони с 2007 года работает над созданием музея, чтобы рекламировать Израиль как «привлекательный бренд» в мире. Ахарони много лет работал в МИДе, в том числе в качестве консула Министерства по связям со СМИ и общественностью в Нью-Йорке.

«С 2007 года я часто обдумывал идею музея Эйнштейна как способа пропаганды позитивного интереса к Израилю и евреям и пытался найти партнеров, которые могли бы воплотить это в жизнь», — вспоминал он. «Летом того же года меня назначили первым бренд-менеджером Израиля в Иерусалиме. Мне было интересно, что я могу рассказать об Израиле, чтобы вдохновить и заинтересовать людей творческим духом Израиля. Исследование, проведенное по всему миру, показало, что для того, чтобы это произошло, чтобы привлечь больше туристов, инвесторов, положительное освещение в СМИ и улучшить имидж, необходимо ассоциировать Израиль не только с высокими технологиями, но и с творчеством, и очеловечить его образ».

Он занимал должность бренд-менеджера до лета 2010 года, когда вернулся в Нью-Йорк, на этот раз в качестве генерального консула Израиля. Но идея музея Эйнштейна преобладала в его мыслях. «Я представил эту идею премьер-министрам, членам кабинета министров, еврейским лидерам и даже тогдашнему президенту Шимону Пересу, который был очень заинтересован, но на земле ничего не произошло».

Он выступал перед бесчисленными аудиториями в Северной Америке и Израиле и, наконец, вызвал большой интерес у «Канадских друзей Еврейского университета», возглавляемых Монетт Малевски и Рами Кляйнманном, которые понимали потенциал этой идеи и добивались ее воплощения.

В телефонном интервью с Малевски из ее дома председатель «Канадских друзей», которая собирается уйти в отставку, но примет участие в церемонии закладки фундамента музея в Иерусалиме в рамках заседания правления HU, заявила, что «имя Эйнштейна признают и уважают во всем мире. У нас был проект по поиску молодого «следующего Эйнштейна», но мы предпочли создать музей. В Канаде всего 300000 евреев, поэтому для нас это было серьезным усилием. Мы были катализаторами, и наш совет решил, что это хороший проект. Это будет интерактивный музей, а не просто место для хранения документов».

Ахарони оставил свой пост в МИД в 2016 году и заключил деловое партнерство с Хосе Муграби, мультимиллионером, коллекционером произведений искусства и восьмидесятилетним стариком, которому принадлежат 5000 произведений оригинального современного искусства, в том числе 1000 произведений Энди Уорхола — включая один из портретов Альберта Эйнштейна.

Картина Уорхола «Альберт Эйнштейн 229» была создана в 1980 году и стала частью его серии «Десять портретов евреев двадцатого века», в которую вошли несколько самых влиятельных евреев ХХ века.

Муграби уехал из Иерусалима в Колумбию, где разбогател на производстве текстиля, а затем переехал в Нью-Йорк.

Осенью 2017 года Ахарони рассказал ему об этой идее. «Ничего особенного не происходило до одной судьбоносной встречи в Нью-Йорке с Хосе. Я попросил представителей «Канадских друзей» в Торонто приехать, чтобы встретиться со мной и Муграби в Нью-Йорке. Узнав о моем видении Израиля как бренда и роли, которую Эйнштейн мог бы сыграть в этом, он не только быстро понял важность такого учреждения, но и сразу же выделил все ресурсы, необходимые для его реализации».

Коллекционер признал музей очень важным проектом и заявил, что хочет, чтобы он стал его наследием. Он был готов поддержать проект, бюджет которого составляет 64 миллиона шекелей.

«Мы должны быть глубоко благодарны Муграби и замечательным людям в университете и правительстве, которые помогли осуществить эту мечту», — заметил Ахарони.

На встрече с президентом HU профессором Ашером Коэном Муграби и Аарони договорились, что старое неиспользуемое здание на территории кампуса будет отремонтировано и превращено в Дом Альберта Эйнштейна имени Марии и Хосе Муграби.

«Щедрое пожертвование Муграби стало настоящим переломным моментом, который запустил национальный процесс, кульминацией которого стало выделение правительством Израиля дополнительных средств для музея», — добавил Ахарони.

Донор поручил создать проект Даниэлю Либескинду — знаменитому польско-американскому архитектору, который переехал со своими родителями в кибуц Гват в Изреельской долине в 1957 году, а затем в Тель-Авив, прежде чем переехать в Нью-Йорк в 1959 году. Он наиболее известен благодаря Еврейскому музею в Берлине и за то, что он был архитектором генерального плана реконструкции Всемирного торгового центра в Нижнем Манхеттене.

Церемония закладки фундамента музея Эйнштейна состоится на площадке во вторник, 13 июня, а работы должны быть завершены к концу 2024 года.

Среди почетных гостей церемонии 13 июня будут Муграби и его жена Мари, которые пожертвовали большую часть суммы в 64 миллиона шекелей, Коэн, Ахарони и представители «Канадских друзей HU», которые решительно поддержал идею.

Эйнштейн был человеком этого мира, сотрудничал и обменивался идеями с друзьями и учреждениями и действовал как политически ангажированный гражданин. В течение четырех десятилетий, с 1914 года до своей смерти, он формулировал свои взгляды по каждому вопросу, стоявшему на повестке дня человечества в первой половине ХХ века. В многочисленных статьях, в переписке со сверстниками и в публичных лекциях он выражал свое мнение по целому ряду общественных, политических и нравственных вопросов, таких как национальность и национализм, война и мир, свобода и достоинство человека. Он также предпринял неустанные атаки на любые формы дискриминации.

Содержимое музея, несомненно, объяснит его основные теории, но сделает это понятным и наглядным образом.

Общая теория относительности предсказывает, что в более сильном гравитационном поле время течет медленнее, чем в более слабом. Это явление необходимо учитывать при расчете расстояний между устройством Глобальной системы позиционирования (GPS) и спутниками, составляющими систему GPS, поэтому всякий раз, когда мы используем GPS для определения нашего точного местоположения на Земле, мы полагаемся на общую теорию относительности.

Общая теория относительности описывает синтез элементарных физических частиц и химических элементов в ранние эпохи после «Большого взрыва», создавшего Вселенную. Это объясняет процессы, связанные с формированием галактик в более поздние времена. Теория также предсказывает, что сильно ускоренная материя, такая как взрывающаяся звезда, будет генерировать гравитационные волны, распространяющиеся со скоростью света и заставляющие пространство, которое они пересекают, попеременно сжиматься и расширяться. Обнаружение гравитационных волн — одна из величайших задач астрофизических исследований. Оно может открыть новое окно во Вселенную и позволить нам проследить ее эволюцию почти до ее начала.

Коэн, известный психолог, заявил в интервью «The Jerusalem Post», что «мы работали над этим огромным проектом больше года. Его координирует бывший генеральный директор Музея Израиля Идо Бруно. Музей площадью 2900 квадратных метров будет слева, прямо у входа в кампус, так что он будет очень доступен для студентов, подростков, посетителей и туристов», — рассказал он.

Он будет состоять из одного уровня под землей и одного наверху, продолжил Коэн. В Иерусалиме не будет такого здания, построенного из высококачественных материалов — камня и стекла — и спроектированного Либескиндом, чтобы оно оставалось на виду у поколений. У него, вероятно, будет сайт, так что люди, которые интересуются Эйнштейном, но не смогут его посетить, смогут получить пользу, но какой контент там будет размещен еще не определено.

Правительство через Министерство по делам и наследию Иерусалима обязалось выделить 8 миллионов шекелей на дизайн и контент и 14,5 млн шекелей на строительство в дополнение к щедрому пожертвованию Муграби.

Его жена Мари родилась в Алеппо, но родители увезли ее в Милан, а затем в Бразилию, где они и встретились. Они счастливы в браке с 1969 года. В одном из интервью Муграби заявил, что музей «так много значит для нас. Моя жена и наши сыновья в восторге от музея. Это будет здорово для моей страны, поощрять людей посещать Израиль, а молодежь – узнавать больше и, возможно, стать еще одним Эйнштейном, который является позитивным символом знаний, иудаизма и сионизма».

Он добавил, что это будет единственное место в мире, где люди смогут так много узнать об Эйнштейне. «Я никогда не ходил в колледж; Меня выгнали из 10 разных школ».

Он знает Либескинда лично и восхищается им. Он также считает Уорхола своим «героем». Я никогда не встречался и не разговаривал с ним; я видел его только издалека в ресторане. Но я считаю, что он оказал огромное влияние на американское искусство. Он сделал несколько рисунков на шелкографии, подобно тому, что я обычно делал с моим текстильным дизайном. Он оказал большое влияние на американскую культуру».

И, несомненно, музей Муграби, когда он откроется через пару лет, окажет большое положительное влияние на Израиль и его имидж.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции