Новости

Следя за Ираном, Израиль пытается укрепить связи с соседним Кавказом и Центральной Азией

18 января 2023, 19:00 международные отношения
Поделиться

В ноябре парламент Азербайджана утвердил план открытия посольства в Израиле, что стало важной вехой в развитии двусторонних отношений, пишет журналист «The Times of Israel» Лазар Берман.

Спустя несколько недель Баку назначил своего заместителя министра образования первым послом страны в Израиле. «Небо — это предел для отношений двух стран», — воскликнул заместитель министра иностранных дел Азербайджана Фариз Рзаев после приземления в международном аэропорту «Бен-Гурион» в конце декабря. 17 января министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов принял дипломатическую делегацию во главе с политическим директором МИД Ализой бин Нун, в которую вошли послы Израиля в регионе. По словам израильских чиновников, обновление дипломатических отношений является одним из многих плодов нового стремления Иерусалима укрепить и расширить связи со странами Центральной Азии и Кавказа.

Зажатые между Ираном, Турцией, Россией, Китаем и Индийским субконтинентом, богатые энергоресурсами регионы находятся на ключевых географических перекрестках, связывающих Европу и Ближний Восток с Дальним Востоком. «В прошлом году мы обнаружили возможность», — заявил глава отдела Евразии и Западных Балкан в Министерстве иностранных дел Юваль Фукс. «Существует совпадение интересов». Эти интересы вращаются вокруг Ирана, продажи оружия, терроризма и энергетики. Хотя Израиль не является основным игроком ни в Центральной Азии, ни на Кавказе, Иерусалим считает, что он может предоставить союзникам уникальные преимущества, которые хорошо подходят для их новых интересов.

От продажи оружия до посольства

Возможно, наиболее очевидным признаком этих усилий являются процветающие отношения с Азербайджаном, светской страной с мусульманским шиитским большинством населения, которая граничит с Россией, Грузией, Арменией и — что имеет решающее значение для Израиля — с Ираном. В беседе с «The Times of Israel» 15 января депутат парламента Рамин Мамедов намекнул, что в прошлом Баку воздерживался от открытия посольства из-за угроз со стороны Ирана на фоне высокой напряженности, связанной с его войной с Арменией. «В этот период нам приходилось учитывать риски, которые могли исходить от региональных держав и других стран», — заявил Мамедов, член межпарламентской группы дружбы Азербайджана с Израилем. «Сегодня, надеюсь, основные угрозы суверенитету Азербайджана остались в прошлом». Азербайджан вышел победителем в шестинедельной войне с Арменией в 2020 году, в результате которой погибло более 6000 солдат, а Баку восстановил контроль над спорными территориями.

Напряженность в отношениях с Ираном резко возросла после войны, когда Иран провел крупные военные учения на границе с Азербайджаном и усилил свою антиазербайджанскую риторику. Иран, где проживают миллионы этнических азербайджанцев, давно обвиняет своего меньшего северного соседа в разжигании сепаратистских настроений на его территории. За несколько дней до голосования о посольстве, и через неделю после того, как Баку и Тегеран обвинили друг друга во враждебных заявлениях Азербайджан заявил, что арестовал пятерых своих граждан за шпионаж в пользу Ирана. Но Мамедов заметил, что Баку больше не принимает во внимание позицию Ирана при рассмотрении его углубляющихся связей с Израилем. «Это показывает, что для двух стран нет препятствий, и другие страны… не могут быть барьером для этих стран», — заявил он.

Все более натянутые отношения Азербайджана с Ираном открывают возможности для Израиля, особенно в сфере безопасности. В послании, недавно направленном межпарламентской группой дружбы Азербайджана в Кнессет, подчеркивается поддержка Израилем Баку во Второй нагорно-карабахской войне 2020 года, и приветствуется «глубокая близость и доверие между народами». «Азербайджанский народ высоко ценит и никогда не забудет неизменную и последовательную поддержку Израилем справедливой позиции Азербайджана в ходе 44-дневной Отечественной войны», — написали депутаты. Посол Израиля в Азербайджане Джордж Дик посетил место смертоносного ракетного удара во время конфликта. Он заявил «The Times of Israel», что этот жест стал «поворотным моментом» в отношениях. По словам Дика, его фотография, на которой он возлагает красные розы, превратилась в культовое изображение, используемое в видеороликах, сопровождающих песни о войне. «Израиль показал, что мы были рядом с Азербайджаном в трудную минуту», — заметил он. «Для них это было доказательством настоящей дружбы. Это был знаковый момент в моей дипломатической карьере».

Но более ощутимая израильская поддержка исходила от оружия, которое он предоставил. Израиль является одним из ведущих поставщиков оружия в Азербайджан. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, Израиль обеспечил 69% основного импорта оружия Баку в период с 2016 по 2020 год, что составляет 17% экспорта оружия Иерусалима за этот период. Расположение Азербайджана на границе с Ираном делает его привлекательным союзником для Израиля. В сообщениях зарубежных СМИ указывается, что Баку, вероятно, позволяет Израилю использовать базы на своей территории для запуска разведывательных полетов над Ираном и отправки в страну оперативников разведки для срыва его ядерной программы. В случае, если Израиль решит нанести авиаудары по иранским реакторам и заводам, доступ к базам в Азербайджане сделал бы эту задачу гораздо более осуществимой.

В октябре тогдашний министр обороны Бени Ганц совершил официальный визит в Азербайджан, где встретился со своим азербайджанским коллегой Закиром Гасановым и президентом страны Ильхамом Алиевым. В 2016 году Алиев рассказал, что его страна купила у еврейского государства вооружений на 4,85 миллиарда долларов, но Израиль никогда не подтверждал эту цифру. В письме азербайджанские парламентарии также раскритиковали «зависть» Ирана к действиям Азербайджана в войне, указав на усиление враждебной риторики со стороны Тегерана и иранские военные маневры на его границе. «Азербайджан никогда не боялся никаких угроз в свой адрес и способен достойно ответить на них», — заверили они своих израильских коллег. Мамедов рассказал, что ожидает открытия посольства «в ближайшие дни». «Отношения между Израилем и Азербайджаном могут быть моделью для региональных отношений, даже для глобальных отношений», — сказал он. «Эти отношения демонстрируют, что конфликты сегодня происходят не между религиозными или этническими группами, а между умеренными и радикалами».

Между гигантами

По другую сторону Каспийского моря в Центральной Азии Израиль также видит новые возможности, но добиться прогресса там сложнее.

Пять стран Центральной Азии — Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан — имеют исторические и культурные связи с Россией, Китаем и Турцией и развивают эти связи. Но российская СВО на Украине и локальные угрозы безопасности создали возможности для Израиля в регионе, который также находится на границе с Ираном. Россия долгое время была главным игроком в Центральной Азии, начиная с завоевания Российской империей того, что она называла Туркестаном в 18-м и 19-м веках. В 1918 году регион был разделен на пять советских республик в составе СССР, пока он не распался в 1991 году, но Москва продолжала активно участвовать в жизни региона. Русскоязычные элиты остаются естественными партнерами Кремля в Центральной Азии. Три страны входят в Организацию Договора о коллективной безопасности, возглавляемый Россией военный альянс, аналогичный НАТО. Однако есть признаки того, что влияние Москвы за последний год ослабло.

Ни одна из пяти стран не поддерживает СВО. «Мягкая сила России в Центральной Азии рассеивается на наших глазах», — заявил в прошлом месяце в своем эссе научный сотрудник Карнеги Теммур Умаров. Турция является еще одним естественным тяжеловесом в регионе. Он имеет языковые и культурные связи со всеми странами, кроме Таджикистана, и использует Организацию тюркских государств, состоящую из пяти членов, в качестве формального координирующего органа в регионе. Поскольку репутация российского оружия ухудшается из-за неудач на Украине, Турция, особенно ее беспилотники, заполняет образовавшуюся пустоту.

Турция также является привлекательным маршрутом в Европу, в то время как Центральная Азия является важным источником энергии для Турции, которая также стремится позиционировать себя в качестве основного газового хаба между Азией и Европой. Китай маячит на восточной границе региона. С 2010 года Пекин является крупнейшим торговым партнером Центральной Азии, а железнодорожные и автомобильные дороги в масштабном инфраструктурном проекте инициативы «Один пояс, один путь» проходят через все пять стран. Чтобы защитить эти инвестиции — и воспользоваться слабостью России и уходом США из Афганистана — Китай все активнее работает в качестве поставщика оружия. Китай также является крупнейшим покупателем природного газа из Центральной Азии. Иран также является крупным игроком в Центральной Азии, особенно в качестве коммерческого партнера. Это одно из государств — наряду с Туркменистаном, Казахстаном, Россией и Азербайджаном — граничащих с Каспийским морем, ключевой транзитный пункт и источник ископаемого топлива. Не имея выхода к морю, страны Центральной Азии используют в качестве основного порта иранский Бендер-Аббас.

Тегеран также поддерживает религиозные и этнические связи с регионом, особенно с говорящими на фарси таджиками. Несмотря на историю взаимовыгодных связей, некоторые считают, что эти пять стран настороженно относятся к замыслам Исламской Республики в регионе, что создает предпосылки для дипломатических отношений с Израилем. «Иранская активность в регионе несколько активизировалась», — заявил «The Times of Israel» израильский чиновник. «Иранцы тоже ищут там возможности. Я бы сказал, что страны знают об опасениях Израиля». Чиновник рассказал, что у государств Центральной Азии есть свои опасения по поводу Исламской Республики. «Они не слепы и не наивны», — заметил чиновник.

В 2016 году премьер-министр Беньямин Нетаньяху посетил Казахстан, девятую по величине страну в мире и бесспорный экономический центр Центральной Азии, став первым премьер-министром Израиля, посетившим богатую полезными ископаемыми землю. Израиль имеет три посольства в регионе, в Казахстане, Узбекистане и Туркменистане. У Казахстана и Узбекистана есть посольства в Израиле. Даже несмотря на то, что региональные тяжеловесы напрягают свои мускулы, Израиль пытается наладить более глубокие связи, основанные на общих проблемах. «Конечно, мы заинтересованы в расширении сотрудничества и прозрачности практического сотрудничества со странами, которые находятся по соседству с Ираном», — заявил израильский чиновник. Одной из угроз, с которыми сталкивается как Израиль, так и пять стран, является распространение радикального ислама. Местные террористические группировки проводят теракты с 2000-х годов и подготовили тысячи иностранных боевиков для конфликтов в Сирии и Ираке, в том числе в организации «Исламское государство» (запрещено в РФ).

Вывод войск НАТО из Афганистана в 2021 году и возвращение талибов к власти в Кабуле усилили опасения по поводу того, что боевики-джихадисты вторгнутся в страны Центральной Азии и свяжутся с местными группировками. В декабре Министерство иностранных дел приняло 24 правительственных чиновника из пяти стран для ознакомительной поездки, посвященной безопасности границ и киберзащите. Поездка была организована региональным отделением Управления ООН по наркотикам и преступности, базирующимся в Узбекистане. Группа посетила аэропорт «Бен-Гурион», чтобы обсудить практику пограничного контроля, изучила системы пограничного контроля в «Israel Aerospace Industries» и посетила центр таможенного контроля в порту Ашдод. Чиновники также посетили Национальный кибердиректорат и были проинформированы о центре управления полицией в Иерусалиме. Связям в области безопасности в некоторой степени способствует долгая история евреев в регионе и убежище, предоставленное десяткам тысяч евреев, спасающихся от Холокоста. «Существует задача углубить отношения, чтобы они не основывались только на прошлом», — заметил Фукс. Делегации, подобные той, которая посетила Израиль в прошлом месяце, являются важной частью этих усилий. «Идея состоит в том, что они приедут домой, переварят все, что увидели, доложат своему начальству и расскажут нам, что их интересует, — объяснил Фукс, — а мы продолжим отсюда».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции