Новая мураль в Нолите посвящена спасителю евреев
В оживленном нью-йоркском районе Нолита на углу Спринг-стрит и Элизабет-стрит появилась огромная мураль, пишет журналистка «New York Jewish Week» Джулия Гергели. Рядом с черно-белым портретом спасителя жертв Холокоста Тибора Барански ярко-оранжевой и розовой краской написаны слова «Спасено 3000 еврейских жизней».
Мураль, произведение искусства, предназначенное для борьбы с ненавистью, является детищем некоммерческой организации «Художники за Израиль», целью которой является «предотвратить распространение антисемитизма и антиизраильской ксенофобии, помогая исцелить сообщества, которые подверглись воздействию ненависти через искусство», — рассказал ее генеральный директор и соучредитель Крейг Дершовиц. «Наш объединяющий лозунг — искусство важнее ненависти», — заявил Дершовиц. Портрет Барански, написанный Фернандо «СКИ» Ромеро, известным граффити-художником из Квинса, является частью проекта «Мурали по всему миру в честь Праведников народов мира». Он направлен на создание муралей, нарисованных в городах по всему миру, с изображением «Праведников народов мира», которые помогали спасать евреев во время Холокоста. «Его история была красивой, и она действительно тронула меня», — заявил Ромеро, доминиканец, который сотрудничает с «Художниками за Израиль, о Барански, объясняя, как он выбрал, кого изобразить на мурали в Нью-Йорке.
Мураль в Нолите — третья в проекте; в конце концов по всему миру будет 10 муралей, рассказал Дершовиц. Каждый из Праведников изображается в их родном регионе или стране, где они помогали евреям: в Португалии мураль с изображением Аристидеша де Соузы Мендеса, дипломата, который помогал оформлять паспорта для евреев, стала популярной автобусной остановкой для экскурсий. В Греции мураль с изображением мэра Закинфа Лукаса Каррера и архиепископа Димитриоса Хризостомоса привлекла внимание национальных СМИ. Хотя Барански был венгром, он жил в Буффало, штат Нью-Йорк, почти шесть десятилетий и чувствовал себя в Нью-Йорке как дома, поэтому «Художники за Израиль»выбрали его для мурали на Манхеттене.
В 1944 году Барански было 22 года, и он учился на католического священника в Словакии, когда вторглась советская армия, и он был вынужден вернуться в Будапешт, где он вырос. Он больше не вернулся в семинарию и отказался от своей мечты стать священником. Вместо этого он посвятил следующий год своей жизни организации побега более 3000 венгерских евреев от Холокоста. Прибыв в Будапешт, Барански направился в резиденцию папского нунция Анджело Ротта, где стояла длинная очередь людей с просьбами о помощи. Посольства Ватикана в Швейцарии, Швеции, Испании и Португалии были одними из немногих мест, где евреи и другие беженцы могли получить защитные письма и необходимые документы для выезда из своих стран. Прикинувшись священником, Барански сумел договориться о встрече с Роттой, где добыл документы для знакомой ему еврейской семьи. Как гласит история, Ротта вскоре нанял Барански, чтобы тот помог оформить письма о защите, свидетельства о крещении и иммиграционные свидетельства для евреев, пытающихся бежать из Венгрии. Он также помогал находить питание и жилье для беглецов.
По официальным данным, в следующие два месяца Барански спас 3000 еврейских жизней, хотя его сыновья говорят, что, по его мнению, это число приближается к 15000. После войны Барански был заключен в тюрьму просоветским режимом на пять лет за свои антикоммунистические убеждения. Он стал борцом за свободу во время Венгерской революции 1956 года, прежде чем переехать в Рим, чтобы основать лагерь беженцев со своей женой Каталиной. В конце концов пара переехала в Канаду, а затем поселилась в Буффало, где они вырастили троих детей: Тибора-младшего, Кати и Питера. Барански, который умер в 2019 году, был признан Праведником народов мира в 1979 году, а президент Джимми Картер назначил его членом Совета памяти жертв Холокоста США. В некрологе в «New York Jewish Week» писатель и близкий друг Барански Стив Липман вспоминает анекдот, который Барански часто повторял. «Дядя Тибор рассказал мне, что нацисты спросили его: «Почему вы, христианин, помогаете евреям?». «Вы либо глупы, либо идиоты», — отвечал он. «Именно потому, что я христианин, я помогаю евреям».
Для Дершовица, живущего в Лос-Анджелесе, одна из целей муралей — и его организации в целом — борьба с антисемитизмом посредством просвещения об Израиле и Холокосте. Делая произведение искусство публичным и доступным, Дершовиц надеется, что люди любого происхождения будут наслаждаться ими и извлекать из него уроки. «Эти мурали очень нравятся всем», — заявил он. «По большей части они ориентированы не столько на еврейскую общину, сколько на более молодую группу населения, независимо от их религии или культурного наследия».
С момента своего основания в 2009 году миссия «Художников за Израиль» заключалась в том, чтобы привозить в Израиль различные группы художников – граффитистов, уличных художников и художников-муралистов для создания проектов, которые «приносят пользу людям напрямую, на местах», таких, как создание муралей в госпиталях, бомбоубежищах и на военных базах. По данным ее сайта, организация работала с более чем 5000 профессиональных художников и художников – любителей из 32 стран мира. «Когда художники возвращаются из Израиля, они могут говорить о стране и о еврейском народе и быть окном в реальность Израиля на Ближнем Востоке для миллионов своих последователей», — объяснил Дершовиц. В 2020 году, когда появился Covid-19 и прекратились международные поездки, организация переключилась и начала распространять свою пропаганду в городах по всему миру с помощью проекта «Праведники народов мира».
Для художника Ромеро эта работа была особенно приятной. 44-летний художник был связан с «Художниками за Израиль» с момента основания организации и трижды посещал Израиль, рисуя мурали для приютов для женщин, подвергшихся побоям, общественных приютов и армейских баз. «Я создаю произведения искусства целенаправленно, и это прекрасно. Я также создаю диалог. Это приводит к общению», — заявил Ромеро. «Это одна из тех муралей, которые заставляют вас чувствовать себя действительно хорошо. Это искусство, которое просто отделяет себя от большого количества шума». Нарисованная в течение двух дней мураль будет оставаться на углу в центре города в течение следующих девяти месяцев. На вечеринке по случаю ее открытия в прошлом месяце, которая включала выступление певицы Нехамы Карлебах и благословения во главе с раввином Менахемом Кредитором, сын Барански Тибор-младший пересказал историю своего отца и подчеркнул сильную католическую веру, которой он руководствовался.
«Тибор Барански был слиянием интеллекта и веры», — заявил его сын, приехавший из Буффало на это мероприятие. «Глубокая вера моего отца в Б-га была бескомпромиссной. Это было основной движущей силой спасения им тысяч невинных еврейских жизней в 1944 году в оккупированной нацистами Венгрии». «Я процитирую своего отца, так как его слова отразили суть нашей католической веры и то, что представляет собой эта фреска, которую Фернандо нарисовал в память о нем: «Любите друг друга, любите друг друга искренне. Б-г есть любовь. Любовь уничтожает ненависть»», — добавил он.