Лапид и Байден обсудили соглашение с Ираном на фоне заявлений ЕС, что оно может быть достигнуто через несколько дней
Премьер-министр Израиля Яир Лапид и президент США Джо Байден 31 августа разговаривали по телефону впервые с тех пор, как был представлен новый проект соглашения с Ираном по ядерной программе, и, как заявил координатор переговоров, соглашение может быть достигнуто через несколько дней, пишет журналист «The Jerusalem Post» Лахав Харьков.
Лидеры в течение часа говорили о переговорах и остановке продвижения Ирана к обладанию ядерным оружием. Лапид также высоко оценил нанесенные США удары в Сирии в контексте действий против региональной агрессии Ирана. Байден «подчеркнул свою глубокую приверженность безопасности Государства Израиль и сохранению способности Израиля сдерживать своих врагов и самостоятельно защищаться от любой угрозы», сообщает офис премьер-министра. Они также обсудили развитие отношений между США и Израилем. Высокопоставленный израильский чиновник рассказал, что Лапид «во время разговора почувствовал, что нас слушают. Президент решительно заявил, что независимо от того, согласен он или нет, Израиль имеет право защищать себя без каких-либо ограничений».
Кроме того, по словам чиновника, у Лапида сложилось впечатление, что Байден не допустит никаких компромиссов по вопросам, не включенным в соглашение, таким как расследования Международного агентства по атомной энергии или признание Корпуса стражей исламской революции террористической организацией, а также США не допустят никаких гарантий в обход соглашения.
О чем просит Лапид? Ранее на этой неделе Лапид призвал к реальной американской военной угрозе Ирану. Мировые державы «должны заставить Иран подписать гораздо лучшее соглашение, которое сами американцы назвали «более длительным и прочным», — заявил Лапид. «Такое соглашение может быть достигнуто только при реальной военной угрозе, когда иранцы понимают, что им придется заплатить высокую цену за свою непокорность».
Верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель, координатор переговоров по Ирану, заявил 31 августа, что, по его мнению, соглашение может быть достигнуто в течение нескольких дней. «Прошло более трех недель с тех пор, как я в качестве координатора поделился с партнерами проектом текста для завершения переговоров в Вене», — рассказал Боррель на пресс-конференции в Брюсселе. «Я получил отзывы от всех делегаций. Я получил комментарии из Ирана и США, которые я нашел разумными». Боррель заметил, что стороны нашли «общий язык», и в соглашении учтены все опасения. «Я надеюсь, что в ближайшие дни мы не потеряем эту динамику и сможем подписать соглашение», — заявил он.
Пресс-секретарь Белого дома по национальной безопасности Джон Кирби заявил, что соглашение «сейчас ближе, чем в некоторые последние недели и месяцы, в значительной степени из-за того, что Иран готов отказаться от некоторых своих требований, которые вообще не имели отношения к соглашению». «Мы с осторожным оптимизмом смотрим на то, что все может продолжать двигаться в правильном направлении», — заявил Кирби.
Что говорит Иран? Министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир-Абдоллахиан, однако, заявил, что его страна стремится «получить более строгие гарантии» того, что США больше не выйдут из соглашения, как это было в 2018 году, и что бизнес будет работать с Ираном после снятия санкций. О продолжающемся расследовании Международным агентством по атомной энергии следов урана, обнаруженных на незаявленных объектах в Иране, Амир-Абдоллахиан заметил: «Мы хотим закрепить в тексте идею о том, что МАГАТЭ концентрируется на своей технической задаче и отходит от своей политической роли». Президент Ирана Ибрагим Раиси заявил 29 августа, что соглашение не может быть возобновлено, если МАГАТЭ не прекратит свои расследования.
США и E3 — Великобритания, Франция и Германия — заявляют, что Иран должен дать агентству заслуживающий доверия ответ. Согласно отчету МАГАТЭ, с которым ознакомилось «Reuters», Иран начал обогащение урана с помощью второго из трех каскадов, или кластеров, передовых центрифуг IR-6, недавно установленных на подземном заводе в Натанзе. Как и в первом из этих трех каскадов, каждый из которых насчитывает до 174 установок, второй обогащает уран до 5% делящейся чистоты, а в третий не подается ядерный материал, говорится в конфиденциальном отчете для государств-членов. В отдельном отчете, опубликованном 29 августа, говорится, что первый каскад был введен в эксплуатацию. Амир-Абдоллахиан сделал это заявление во время визита в Москву, вскоре после того, как в Россию были доставлены иранские беспилотники, и на фоне растущих в Вашингтоне опасений, что Россия воспользуется соглашением с Ираном, чтобы обойти западные санкции.
Проект соглашения ЕС с Ираном предусматривает отмену санкций США в обмен на резкое сокращение Исламской Республикой обогащения урана и производства центрифуг. В соглашении будут сохранены «оговорки об истечении срока действия» соглашения 2015 года, согласно которым ограничения на ядерную программу Ирана будут постепенно истекать, начиная с 2024 года и заканчивая 2030 годом. Байден пообещал вернуться к соглашению во время своей предвыборной кампании 2020 года, и его администрация начала переговоры об этом в апреле 2021 года.
28 августа Лапид заявил, что проект – это не то, чего, по словам Байдена, он добивался, когда посещал Израиль. «Соглашение не должно допускать поступления в Иран 100 миллиардов долларов в год без проявления сдержанности в ответ», — заявил высокопоставленный дипломатический источник. «Это должно быть соглашение, которое будет продолжаться вечно, чтобы помешать им получить ядерное оружие». По словам источника, еще одна проблема, которую Израиль поднял перед США и другими союзниками, заключается в том, что Иран обогащает и накапливает больше урана, чем кто-либо знает. «Понятно, что они лгали МАГАТЭ», — заявил источник. «Мы не раз показывали это миру».