Новости

Новая книга раскрывает содержание посланий Папы Гитлеру во время секретных переговоров в период войны

3 июня 2022, 09:00 литература
Поделиться

В недавно вышедшей книге рассказывается, что Папа Пий XII, глава католической церкви во время Второй мировой войны, вел тайные переговоры с нацистским лидером Адольфом Гитлером через посредника в надежде примирить церковь с Третьим рейхом, пишет журналист «The Algemeiner» Бен Коэн.

Важные новые откровения об отношениях Пия с нацистским режимом, содержащиеся в книге американского историка Дэвида Керцера «Папа на войне: Тайная история Пия XII, Муссолини и Гитлера», основаны на исследованиях военных архивов Ватикана, которые впервые были предоставлены ученым в марте 2020 года. Критики язвительно называют Пия «гитлеровским Папой». Многие историки осуждают его за преуменьшение, игнорирование и даже поощрение нацистского геноцида евреев. По словам Керцера, Гитлер и его помощники увидели возможность улучшить отношения с Ватиканом после смерти в 1939 году предшественника понтифика Пия XI, который, к большому неудовольствию Берлина, выпустил энциклику, осуждающую нацистскую идеологию.

«Теперь Гитлер увидел возможность улучшить отношения с Ватиканом или, во всяком случае, удержать нового Папу от открытой критики его режима», — писал Кертцер в отрывке из книги, опубликованной журналом «The Atlantic». В качестве посредника Гитлер обратился к принцу Филиппу фон Гессену, немецкому аристократу и правнуку королевы Виктории. Восторженный нацист, принц провел свою первую встречу в Ватикане с Пием XII 11 мая 1939 года — за четыре месяца до того, как нацисты разожгли войну, напав на Польшу. При той первой встрече, как писал Кертцер, Пий заявил гитлеровскому посланнику, «что он страстно желал достичь соглашения с Гитлером и был готов идти на компромисс, насколько позволяла его совесть, «но для этого прежде всего должно быть перемирие… Я уверен, что если мир между Церковью и государством будет восстановлен, все будут довольны. Немецкий народ объединяет любовь к Отечеству».

Затем Пий заявил: «Когда у нас будет мир, католики будут лояльны больше, чем кто-либо другой». Помня об опасениях Гитлера, что информация о переговорах не должна быть обнародована до тех пор, пока не будет достигнуто официальное соглашение, Пий также заверил фон Гессена, что ему можно доверять в сохранении тайны. На второй встрече в августе того же года Пий заявил фон Гессену, что хочет достичь «почетного соглашения» с нацистским режимом, пообещав, что духовенство в Германии не будет вмешиваться в политику. «В своих беседах с фон Гессеном Папа никогда не выражал обеспокоенности антиеврейской кампанией нацистов», — писал Кертцер. Их следующая встреча состоялась в октябре 1939 года, более чем через месяц после вторжения нацистских войск в Польшу. Обеспокоенный политикой нацистского режима в отношении католической церкви, Пий «решил выдвинуть аргумент, который, по его мнению, мог понравиться Гитлеру», — писал Кертцер. «Враги Германии широко использовали плохое обращение Рейха с церквями… Если Гитлер подаст сигнал и ситуация улучшится, это проложит путь к продуктивным переговорам», — заявил Папа. «Я понимаю, что прямо сейчас энергия фюрера отвлечена на другие задачи. Но такой сигнал, такой «Стоп!» возможен и важнее всего. Это потому, что гонения продолжаются, и в этом нет никаких сомнений. Преднамеренно и систематически».

Позже Пий передал фон Гессену список жалоб Гитлеру относительно положения католиков в Германии. «Например, нельзя сделать карьеру в СС, не отказавшись от членства в церкви», — гласила одна из жалоб Папы. В марте 1940 года он принял в Ватикане нацистского министра иностранных дел Иоахима фон Риббентропа. В отчете о встрече говорится, что Риббентроп вел себя по-хамски — отказался встать на колени перед понтификом, как это было принято, и заявил ему, что главная причина, по которой церковь выжила, заключалась в том, что нацисты эффективно сдерживали распространение коммунизма. В то же время он подчеркнул, что Гитлер «отменил не менее 7000 обвинений в отношении католических священнослужителей, обвиненных в различных финансовых и сексуальных преступлениях, и продолжает политику национал-социалистического правительства по предоставлению крупных ежегодных финансовых субсидий католической церкви», – писал Кертцер.

На всякий случай фон Риббентроп добавил, что он убежден в победе Германии в войне к концу года. «Пий XII и Адольф Гитлер не любили друг друга, — заметил Кертцер. «Но у каждого из них были свои причины для начала этих переговоров. Папа уделял первостепенное внимание заключению соглашения с нацистским режимом, чтобы положить конец преследованиям Римско-католической церкви в Третьем рейхе и на завоеванных им землях. Со своей стороны, Гитлер увидел возможность положить конец папской критике, которая стала таким раздражителем при предыдущем Папе».

Опасения Гитлера, что Ватикан раскритикует его антисемитские кампании, были явно необоснованными. «Нет никаких указаний на то, что понтифик когда-либо поднимал вопрос о кампании нацистов против европейских евреев», — написал Кертцер. Что касается беспокойства нацистского лидера по поводу вмешательства католического духовенства в политику, Пий заверил его, что этого не произойдет. «По мере того, как шли годы войны, со всем их ужасом, Пий XII оказался под сильным давлением, с требованием осудить гитлеровский режим и его продолжающиеся попытки истребить евреев Европы», — продолжил Кертцер. «Он будет сопротивляться этому давлению до конца».

Степень, в которой Пий помогал евреям, столкнувшимся с нацистским геноцидом, и защищал их, десятилетиями вызывает ожесточенные споры среди историков. Некоторые отчеты того периода изображают Пия убежденным антисемитом, вступившим в сговор с гитлеровским режимом, в то время как другие утверждают, что тысячи евреев были спасены от смерти благодаря осторожной дипломатии, которую практиковал понтифик.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции