В то время как пандемия привела к распространению онлайн-иудаизма, «Хабад» покупает недвижимость на сумму более 137 миллионов долларов
Столкнувшись с сокращением численности прихожан, протестантская община в районе Лейквью в Чикаго летом прошлого года выставила на продажу свой исторический церковный комплекс, пишет JTA.
Руководителям общины заявляли, что для завершения сделки потребуется не менее года. Но через несколько дней поступило привлекательное предложение, и несколько месяцев спустя продажа здания за 2,85 миллиона долларов была завершена. Покупателями были пара посланников движения «Хабад», которые с 2015 года работали в районе Норт-Сайд из своей арендованной квартиры. Преобразовав церковный комплекс, хасидская пара, раввин Довид Котлярский и его жена Двора-Лея, теперь смогли осуществить свою мечту присутствия «Хабада» и создании синагоги и дошкольного учреждения.
Согласно сайту «Chabad.org», покупка была совершена благодаря пожертвованию в размере 2 миллионов долларов от чикагского налогового адвоката Жака Аарона Прейса, который возглавляет благотворительный фонд Филипа Леониана и Эдит Розенбаум. Сделка с недвижимостью в Лейквью — центре еврейской жизни в Чикаго, где большие реформистские, консервативные и ортодоксальные синагоги долгое время располагались в величественных зданиях, — представляет собой лишь одну из десятков инвестиций «Хабада» в новые здания или в реконструкцию и расширение существующих объектов недвижимости. В некотором смысле «Хабад» кажется аномалией в еврейском мире. Многие неортодоксальные еврейские организации не уверены в том, что ждет их офлайн в будущем после полутора лет в основном онлайн-взаимодействия – и после десятилетий сокращения числа прихожан в синагогах крупнейших американских течений иудаизма.
Между тем «Хабад», чьи строго ортодоксальные посланники ищут приверженцев из самых разных течений иудаизма, похоже, уверен в своей способности привлекать в свои центры большое количество людей. Согласно данным, собранным «Chabad.org» и просмотренным JTA, с начала пандемии Covid-19 движение реализовало проекты в сфере недвижимости на сумму не менее 137 миллионов долларов. В Гринвиче, штат Коннектикут, местный «Хабад» заплатил 20 миллионов долларов за здание еврейской дневной школы, закрытой в прошлом году. В Дареме, Северная Каролина, реконструкция исторической гостиницы стоимостью 3 миллиона долларов — частично при поддержке Сары Блум Раскин, профессора права Университета Дьюка, жены конгрессмена Джейми Раскин — была завершена на прошлой неделе. А «Хабад» Университета Иллинойса потратил более 7 миллионов долларов на покупку и ремонт огромного общежития в стиле Тюдоров.
По словам раввина Мотти Зелигсона, пресс-секретаря «Хабада», поскольку тысячи посланников Хабада по всему миру самостоятельно собирают средства, отдел новостей и связей с общественностью «Хабада» должен был собирать данные путем анализа сообщений в СМИ и проведения неформального опроса. Опрос выявил ряд капитальных проектов, о которых еще не было объявлено публично, в том числе некоторые покупки, которые находятся в стадии реализации. Зелигсон рассказал, что реальные масштабы недавней экспансии «Хабада» в сфере недвижимости, вероятно, намного больше, чем указанная выше сумма в 137 миллионов долларов. Но он заявил, что хотел бы обнародовать информацию, которая у него была, в связи с 38-м ежегодным Международным съездом посланников движения «Хабад-Любавич», который проходит на этой неделе в Бруклине и его окрестностях, хотя часть его участников присутствует там виртуально.
«Мы изучали влияние и рост «Хабада», чтобы изучить эффективность различных программ в это трудное время пандемии», — подчеркнул он. «Эти цифры стали предметом особого внимания, когда мы посмотрели на уровень вовлеченности и рост нашей институциональной и инфраструктурной деятельности». Зелигсон также отметил, что во время пандемии «Хабад» отправил 250 новых пар посланников, которые должны обслуживать существующие центры «Хабада» или основывать новые.
Согласно данным недавнего опроса, проведенного Исследовательским центром «Pew», даже до резкого роста во время пандемии «Хабад» уже вовлек в свою деятельность около 37% взрослых евреев Америки. По данным Джоэля Коткина, профессора Университета Чепмена, изучающего демографические тенденции, и независимого исследователя Эдварда Хеймана, за последние 20 лет количество синагог «Хабада» в Соединенных Штатах почти утроилось, достигнув 1036 в 2020 году. За тот же период общее количество синагог сократилось на 29%. «В то время как их светские коллеги сокращают свою активность, хасиды и другие более традиционные еврейские общины в Америке переживают всплеск роста», — написали Коткин и Хейман в статье в журнале «Tablet», анализирующей их данные.
В то время как многие хасидские течения растут в основном за счет рождаемости, «Хабад», сосредоточенный на просветительской работе, похоже, привлекает значительную часть евреев, которые ушли из реформистских или консервативных синагог, или которые никогда не имели значительной институциональной связи с ними.
В своем недавнем опросе Центр «Pew» подсчитал, что среди участников мероприятий «Хабада» 24% составляют ортодоксы, 26% – реформисты, 27% – консерваторы и 16% не идентифицируют себя с каким-либо конкретным направлением иудаизма. «В настоящее время основные социальные потребности еврейского мира удовлетворяются двумя видами организаций: первая — это «Хабад», который быстро расширяется и предлагает полный спектр услуг», — писали Коткин и Хейман. (Другой тип организации — местная еврейская федерация и связанные с ней еврейские общинные центры.)
По мере того как Хабад разрастается, он находит среди евреев множество добровольных жертвователей. Иногда отдельные спонсоры, такие как Прейс в Чикаго, играют огромную роль, и, согласно «Chabad.org», средний размер их пожертвования составляет 500000 долларов. В комментариях «Chabad.org» Прейс и его жена объяснили, почему они отдали деньги «Хабаду». «Они сосредотачиваются на каждой мицве, не критикуя. Они такие приветливые», — заявил Жак Прейс, родившийся в семье реформистов. «Это настоящий иудаизм», — заметила его жена Эвелин. «Большая часть финансирования этих кампаний поступает на местном уровне от людей, жизнь которых «обогащается» «Хабадом» в их общинах», — сказал Селигсон. «Это самые разные люди от крупных жертвователей до мелких жертвователей, таких как студенты колледжей, приверженные поддержке еврейской жизни и программ, которые вдохновляют их сделать все, что они могут, исходя из их возможностей».