Нетаньяху отступает и соглашается назначить Ганца министром юстиции
Премьер-министр Биньямин Нетаньяху согласился 28 апреля назначить лидера «Бело-голубых» Бени Ганца на должность министра юстиции в переходном правительстве, сообщает «Israel Hayom». Назначение должно было быть представлено на утверждение Кабинета министров позднее в тот же день.
Нетаньяху объявил о решении за несколько часов до запланированного заседания Верховного суда для обсуждения судебного запрета на назначение на эту должность депутата Офира Акуниса, которого кабинет утвердил вечером 27 апреля, спровоцировав иск в Верховный суд о законности этого решения. Долгожданное слушание в Верховном суде о голосовании Кабинета министров 27 апреля по назначению министра юстиции Акуниса должно было транслироваться в прямом эфире в 15:30 28 апреля. Напряженность выросла после того, как суд издал временный запрет на назначение и обязал правительство ответить к обеду 28 апреля на вопрос о том, почему Акунис должен занять эту должность.
Вечером 27 апреля Верховный суд постановил, что назначение Нетаньяху Акуниса на пост министра юстиции было незаконным, несмотря на то, что оно было одобрено большинством в Кабинете министров. Коллегия из трех судей во главе с судьей Эстер Хают приняла иск, поданный Движением за качество власти и другой организацией, занимающейся наблюдением за соблюдением правительством этических норм, а также учла мнение генерального прокурора Авихая Мандельблита и издала временный запрет на назначение. Судьи попросили правительство объяснить 28 апреля, почему это назначение должно быть одобрено.
Лидер Религиозной сионистской партии Кнессета Бецалель Смотрич написал в социальных сетях: «Мы должны четко заявить об этом: Генеральный прокурор Авихай Мандельблит не имеет полномочий заставить премьер-министра взять самоотвод. Такого закона не существует». Смотрич писал, что «опасная угроза» – это не угроза премьер-министру Нетаньяху, а, скорее,«угроза демократии и людям». «Если Мандельблит принудит сменить правительства, он встретит мощное сопротивление народа, который будет бороться за свой суверенитет и независимость», — написал Смотрич.
Споры разгорелись после того, как во второй половине дня 27 апреля министры Кабинета министров проголосовали за одобрение назначения Акуниса министром юстиции. Мандельблит и лидер «Бело-голубых» Бени Ганц утверждали, что голосование было незаконным по двум причинам: потому что повестка дня заседания Кабинета министров призывала министров обсудить назначение Ганца на эту должность, и потому что принцип баланса требовал, чтобы решения были приняты обоими блоками, составляющими правительство. Нетаньяху, однако, утверждал, что он предложил сделать Акуниса министром юстиции только после того, как Ганц отказался от компромисса, достигнутого перед заседанием Кабинета министров 27 апреля.
Адвокат Давид Петер из «Kohelet Forum», представляющий Нетаньяху, заявил в суде: «Решение имеет юридическую силу. Правительственные постановления позволяют это – предмет, а не конкретные имена, должен быть доведен до Кабинета министров. Для этого не требуется никакого механизма равновесия». Хают раскритиковала Петера, сказав ему, что решения генерального прокурора имеют обязательную силу до тех пор, пока ни один суд не вынес иного решения. Петер ответил, что политическому полю нужно дать возможность разыграться.
Судья Узи Фогельман заявил: «Это правовой и конституционный вопрос. Мы вообще не забираемся в сферу политики, мы говорим о соблюдении закона». Позже Хают заметила: «Необходимо поддерживать жизненно важную преемственность в правительстве. Невозможно продолжать работу в таком правительственном вакууме, как этот». Петер возразил, что Кабинет министров «полностью выполнил» предыдущее решение суда, поэтому встреча и была проведена, и заявил, что Нетаньяху просил еще 48 часов, чтобы «вернуться» к этому вопросу. Хают ответила: «Что произойдет через 48 часов, чего не произошло с 22 апреля, когда мы впервые собрались, чтобы обсудить этот вопрос?»
Председатель Движения за качество власти Эльад Шрага также присутствовал на судебном заседании и заявил: «Несмотря на баланс в правительстве, было принято решение, которое прямо противоречило позиции генерального прокурора и тому, что было согласовано обеими сторонами правительства, чего требует закон. Следовательно, «назначение» в принципе недопустимо». Шрага добавил, что истцы просили, чтобы обязанности министра юстиции выполнял Ганц.
Перед заседанием суда Нетаньяху дал телевизионную пресс-конференцию, на которой заявил, что в соответствии с решением Высокого суда, вынесенным на прошлой неделе, он созвал Кабинет министров для обсуждения выбора министра юстиции. «Перед встречей я согласился с Ганцем, что нам нужно 48 часов, чтобы попытаться согласовать кандидата. Бени вернулся к этому соглашению во время встречи. После того как он это сделал, я все еще пытался достичь компромисса. Когда мы этого не сделали, мы поставили вопрос на голосование – один кандидат был одобрен, а другой нет», — рассказал он.