Новости

МУС постановил, что он обладает юрисдикцией для расследования обвинений против израильтян в военных преступлениях

7 февраля 2021, 15:00 международные отношения
Поделиться

Теперь, когда Международный уголовный суд (МУС) постановил, что он обладает юрисдикцией расследовать обвинения в военных преступлениях в отношении деятельности в Газе, на Западном берегу и в восточном Иерусалиме, израильтяне стали на шаг ближе к рассмотрению исков о якобы совершенных ими военных преступлениях за действия против палестинцев, сообщает «The Jerusalem Post».

Такие иски о военных преступлениях могут быть предъявлены премьер-министру Биньямину Нетаньяху, министрам обороны и любым другим высокопоставленным должностным лицам, причастным к такой деятельности с 13 июня 2014 года. Солдаты и офицеры также могут стать жертвами подобных исков. Постановление Палаты предварительного производства Международного уголовного суда в Гааге, состоящей из трех членов, принятое 5 февраля двумя голосами против одного, значительно повысило вероятность таких исков, хотя это не последний шаг. Теперь дело возвращается в руки главного прокурора МУС Фату Бенсуды для дальнейшего расследования. Этот процесс может быть затяжным и длительным. 5 февраля офис Бенсуды написал в своем твиттер-аккаунте, что она «в настоящее время тщательно анализирует материалы, а затем примет решение о своем следующем шаге, строго руководствуясь своим независимым и беспристрастным мандатом и обязательствами по #Римскому статуту».

Соединенные Штаты отвергли это решение, а Израиль назвал его антисемитским. Палестинцы приветствовали это решение как исторический шаг в направлении привлечения израильтян к ответственности. Нетаньяху пообещал, что мы будем бороться с этим извращением правосудия изо всех сил. По его словам, ужасно, что тот же суд, созданный для предотвращения зверств, подобных нацистскому Холокосту против еврейского народа, теперь направлен против единственного государства еврейского народа. Это особенно верно, заметил он, когда «МУС отказывается расследовать действия жестоких диктатур, таких как Иран и Сирия, которые почти ежедневно совершают ужасающие зверства». «Когда МУС проводит расследование действий Израиля на предмет фальшивых военных преступлений — это чистый антисемитизм».

Нетаньяху затронул два основных вопроса, по которым могут быть поданы иски о военных преступлениях: поселенческая деятельность и военные действия в Газе. МУС «вопиюще утверждает, что, когда евреи живут на своей родине, это военное преступление», – заметил Нетаньяху. Он также «утверждает, что, когда демократический Израиль защищается от террористов, которые убивают наших детей и обстреливают наши города, мы совершаем еще одно военное преступление», – подчеркнул Нетаньяху.

В 2015 году ПА обратилась в МУС с просьбой разрешить подавать иски против израильтян о военных преступлениях. Это произошло после подписания в том же году Римского статута, регулирующего деятельность МУС. Ни Израиль, ни США не подписывали статут. Запрос ПА также открыл дверь для возбуждения исков о военных преступлениях против палестинцев, включая ХАМАС, но Израиль опасается, что основное внимание суда будет сосредоточено на его гражданах и лидерах. В декабре 2019 года Бенсуда заявила, что у нее есть основания полагать, что и израильтяне, и палестинцы совершили военные преступления, и что она намеревается начать расследование по этому поводу. По словам Бенсуды, до начала такого расследования она хотела, чтобы Палата предварительного производства вынесла решение о том, обладает ли МУС юрисдикцией. Она также попросила разъяснений относительно степени юрисдикции МУС.

Дело осложняется тем, что ООН, которая называет Газу, Западный берег и восточный Иерусалим оккупированной палестинской территорией, в то же время не признает Палестину как государство. ПА смогла подписать Римский статут только потому, что Генеральная Ассамблея ООН в 2012 году предоставила ПА статус де-факто государства, признав Палестину государством, не являющимся ее членом. Коллегия из трех судей в составе Рейн Аделаид Софи Алапини-Гансу, Марка Перрена де Бришамбо и Петера Ковача пояснила, что их решение касалось исключительно юрисдикции суда и не должно толковаться как признание палестинской государственности. Они также сказали, что решение не должно рассматриваться как определяющее в отношении границ такого государства. Хотя Палата предварительного производства не рассмотрела вопрос о палестинской государственности, она признала право ПА быть государством-участником Римского статута. Ее решение в отношении размеров территории, находящейся под юрисдикцией суда, было частично основано на тексте резолюции 67/19 Генеральной Ассамблеи ООН от 2012 года о предоставлении палестинцам статуса государства, не являющегося ее членом. В этой резолюции подтверждается «право палестинского народа на самоопределение и независимость в своем Государстве Палестина на палестинской территории, оккупированной с 1967 года».

Судьи также отклонили аргументы, которые связывали вопрос о юрисдикции с Соглашениями Осло 1993 и 1995 годов, но заявили, что это может стать актуальным позже. «Такие вопросы и другие дополнительные вопросы о подсудности могут быть рассмотрены, когда и, если прокурор подает заявление о выдаче ордера на арест или вызове в суд», – сказали судьи. Не все аспекты решения были согласованы всеми тремя судьями. Ковач представил особое мнение, а Бришамбо представил другое юридическое объяснение.

Пресс-секретарь Госдепартамента США Нед Прайс заявил, что администрация Байдена не признает юрисдикции МУС, и что палестинцы не могут считаться участниками Римского статута. «Как мы ясно дали понять, когда палестинцы намеревались присоединиться к Римскому статуту в 2015 году, мы не считаем, что Палестина квалифицируются как суверенное государство, и поэтому она не имеет права получить членство в качестве государства или участвовать в качестве государства в международных организациях, организации или конференции, включая МУС», – отметил он. «Мы серьезно обеспокоены попытками МУС осуществить свою юрисдикцию в отношении израильтян. Соединенные Штаты всегда занимали позицию, согласно которой юрисдикция суда должна быть зарезервирована за странами, которые согласны с этим или которые назвал Совет Безопасности ООН», – заключил Прайс.

Генеральный прокурор Авихай Мандельблит вечером 6 февраля отверг решение МУС, отметив, что Палестина не является суверенным государством, и не имеет своей территории. «Эта позиция, – заявил Мандельблит, – получила значительную поддержку со стороны основных стран, которые являются экспертами в международном праве, но судьи МУС в большинстве своем решили проигнорировать большую часть выдвинутых юридических аргументов». Кроме того, он подчеркнул, что Государство Израиль — это демократия, которая следует верховенству закона и имеет независимую правовую систему, которая «следует основам международного права и сама знает, как анализировать нарушения этого права». По его словам, учитывая независимый судебный и прокурорский аппарат Израиля, у МУС нет оснований для вмешательства. По мнению Мандельблита, нынешнее решение МУС носит политический характер, и Министерство юстиции продолжит защищать израильтян от любых будущих юридических угроз.

Министр обороны Бени Ганц написал письмо начальнику штаба ЦАХАЛа, генеральному директору своего Министерства и старшим должностным лицам служб безопасности, в котором он осудил это решение и пообещал предотвратить причинение вреда любому отдельному солдату в результате его реализации. «МУС никогда не предназначался для подрыва усилий демократических государств, борющихся с терроризмом и защищающих свой народ», – написал Ганц, добавив, что ЦАХАЛ защищает государство, «поддерживая как наши моральные стандарты», так и «международное право». «Министерство обороны и все институциональные органы Израиля будут продолжать решительно предотвращать любой ущерб, нанесенный командирам или солдатам ЦАХАЛа, или оборонному ведомству в целом».

Вице-президент Израильского института демократии по исследованиям профессор Юваль Шани заявил, что решение Палаты предварительного производства не обязательно означает, что оно приведет к арестам. «Нам предстоит пройти долгий путь, прежде чем расследование приведет к предъявлению обвинений конкретным лицам и ордерам на арест», – отметил Шани. К тому времени обвинение также должно будет сформулировать позицию относительно того, достаточно ли внутренних расследований ЦАХАЛа для предотвращения преследования солдат, добавил он.

ПА заявила, что продолжит настаивать на том, чтобы МУС разрешил возбуждать иски о военных преступлениях против израильтян. Премьер-министр Палестинской автономии Мухаммад Штайе назвал это постановление «победой справедливости и человечности, а также ценностей истины, справедливости и свободы». Постановление, по словам Штайе, было «сигналом для виновных в совершении преступлений, что их преступления не будут подпадать под срок давности, и они не останутся безнаказанными».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции