Настоящая история, стоящая за «Манком», новым фильмом о сценаристе-еврее, который дал нам «Гражданина Кейна»
Долгожданный фильм известного режиссера Дэвида Финчера «Манк» о сценаристе-еврее Германе Манкевиче и истории, лежащей в основе написанного им сценария классического фильма «Гражданин Кейн», появился на «Netflix» 4 декабря после короткого показа в кинотеатрах. Он уже считается лидером в нескольких номинаций на «Оскар», сообщает JTA.
Помимо «Гражданина Кейна», Манкевич работал над десятками известных фильмов, начиная с эпохи немого кино и заканчивая 1950-ми годами, сред которых были «Волшебник из страны Оз» и комедия «Обед в восемь». В Голливуде он был известен своим острым умом, а также своим алкоголизмом, а многочисленные критики описали Манкевича как одного из самых влиятельных сценаристов всех времен. Но Манкевич не снискал славы ни «Гражданина Кейна», ни его режиссера Орсона Уэллса. И вполне вероятно, что только самые рьяные киноманы знают о еврейской стороне истории Манкевича. Вот немного из этой истории.
Знакомьтесь, Манкевичи Манкевич был сыном немецких евреев, которые иммигрировали в Соединенные Штаты в конце 19 века и провел большую часть своих ранних лет в Нью-Йорке. Он был далеко не единственным известным членом своей еврейской семьи. Его брат Джозеф получил несколько «Оскаров» как режиссер, сценарист и продюсер. Его сын Фрэнк был помощником сенатора Роберта Кеннеди и президентом «Национального общественного радио». Его покойный сын Дон был номинированным на премию «Оскар» как сценарист и режиссер. Его племянник Том был сценаристом и режиссером, который работал над несколькими фильмами о Джеймсе Бонде и другими блокбастерами. Его внук Бен – ведущий канала «Turner Classic Movies» и соучредитель популярного прогрессивного онлайн-шоу о политике «Младотурки».
Молодой еврейский журналист
Прежде чем стать сценаристом, Манкевич служил в армии и морской пехоте, затем работал журналистом, сначала берлинским корреспондентом американских газет, таких как «Chicago Tribune», а затем театральным и книжным критиком в «The New York Times» и «The New Yorker». Но до всего этого он сначала работал редактором «American Jewish Chronicle», одного из первых англоязычных еврейских изданий в США.
Немного о нацистах
В 1935 году человек по прозвищу «Манк» писал для MGM, когда вдохновитель нацистской пропаганды Йозеф Геббельс отправил в студию письмо, в котором говорилось, что ни один из фильмов, в которых участвовал Манкевич, не будет показан в Германии – если его имя не будет удалено из титров. Согласно некрологу «The New York Times», Манкевича не интересовал его статус в нацистской Германии, когда он работал над проектом под названием «Бешеный пес Европы», который высмеивал Гитлера. Антидиффамационная лига «боялась, что это вызовет обвинения в разжигании войны евреями, и опасалась, что провал фильма в прокате продемонстрирует апатию Америки к Гитлеру или даже проложит путь для пронацистских фильмов», – говорится в статье в «Commentary» о фильме, который так и не был снят.
Нераскрытая идентичность
Манкевич был лишь одним из многих влиятельных евреев в первые дни Голливуда, работавших во всех сферах индустрии. Но даже несмотря на то, что нацисты знали о них, большинство из них не говорили о своем еврействе, тем более в 1940-х и 1950-х годах. Как заявил «Forward» в мае его внук Бен: «Большинству из них пришлось, если не скрывать это, то скрывать, что это имеет значение, эта часть их личности. Они очень твердо считали: «Мы не можем позволить нашему иудаизму влиять на тон и структуру искусства, фильмов», потому что они знали, что добиваются успеха в мире, насыщенном антисемитизмом». (Бен также сказал в интервью, что его отец, Фрэнк, сын Германа, вырос в «соблюдающей еврейской семье». Так что Герман явно передал ему некоторую религиозность.)
Важный еврейский персонаж в «Гражданине Кейне»
У Манкевича и Уэллса были споры, которые накалились во время и после создания «Гражданина Кейна», когда они публично спорили о том, кто заслуживает внимания после успеха фильма. Уэллса часто считают единственной звездой проекта, в котором он был на экране в качестве ведущего актера, но статья известного кинокритика-еврейки Полин Кель в «The New Yorker» в 1971 года изменила это нарратив и обеспечила Манкевичу признание, как соавтору сценария фильма. Тем не менее Уэллс был «очень увлечен и без ума от всего еврейского», – заявил в интервью «Tablet» в 2011 году режиссер Питер Богданович, и «был большим поклонником еврейского художественного театра». Это чувство, вероятно, сформировалось из дружеских отношений Уэллса с врачом по имени Морис Бернстейн, который был близок с его семьей, предположил Богданович.
В «Гражданине Кейне», который основан на биографии газетного магната Уильяма Рэндольфа Херста, есть персонаж по имени Бернстейн, который держится рядом с главным героем Чарльзом Фостером Кейном, несмотря ни на что, и обычно упоминается как самый симпатичный персонаж фильма. «Доктор Бернстейн, который был законным опекуном Орсона после смерти его отца был очень и очень важной фигурой в его жизни. Он назвал одного из героев в фильме Бернстейном в качестве жеста благодарности своему опекуну», – отметил Богданович в интервью «Tablet». Манкевич же опасался включать персонажа-еврея, особенно после того, как на эту роль был выбран актер Эверетт Слоун. «Эверетт Слоун выглядит несимпатичным человеком, и, в любом случае, не должно быть двух евреев в одной сцене», – заявил Манкевич об одном моменте фильма, согласно записке, обнаруженной Богдановичем.
У Слоуна, еврея, был нос, который он считал слишком большим, и который, по его мнению, мешал ему стать ведущим актером. Позже Уэллс скажет, что Слоун «должно быть, перенес 20 операций» с целью «исправить» нос, прежде чем покончить с собой в возрасте 55 лет. Фильм содержит один из самых ранних примеров персонажа, выступающего против антисемитизма на экране, когда Кейн во время завтрака упрекает свою первую жену Эмили в отвращении к Бернстейну. Хотя Манкевич и Уэллс писали большую часть сценария совместно, Гарольд Хефт из «Tablet» заявил, что Уэллс написал сцену завтрака самостоятельно. «Существовавший тогда антисемитизм исходил в основном от самих евреев», – заметил Богданович.