Почему Качиньский преследует кошерный убой?
Правящая партия Польши «Право и справедливость» (PiS) пока что отозвала законопроект, запрещающий экспорт кошерного и халяльного мяса, который был частью законопроекта, направленного на снижение жестокого обращения с животными. Но, как сообщается, лидер партии Ярослав Качиньский, планирует вернуться в парламент с еще более строгим проектом закона, отмечает «Deutsche Welle».
«В настоящий момент мы находимся в области иллюзий», – заявил «DW» главный раввин Польши Михаэль Шудрих. «Законопроект не был аннулирован, но был де-факто приостановлен Сенатом. Это компромиссное решение, но оно может быть отменено в любой момент», – говорит он. Министр сельского хозяйства Гжегож Пуда сообщил журналистам, что законопроект не будет направлен президенту, который выступает против запрета, но в парламент будет представлен новый законопроект. В первоначальном законопроекте говорилось, что запрет вступит в силу в 2022 году, хотя сенат, контролируемый оппозицией, внес поправку, откладывающую его введение до 2025 года.
Первоначальный законопроект предусматривал, что религиозные общины по-прежнему смогут забивать скот без предварительного оглушения, если мясо не предназначается для экспорта. Для небольшой еврейской общины Польши это защитило бы законность их метода убоя, известного как шхита. Но это погубило бы экспортную отрасль, которая стала основным источником кошерной говядины для большей части Западной Европы и Израиля. Каким бы нелогичным это ни казалось – даже после того, как Качиньский не предвидел негативную реакцию на ужесточение польского закона об абортах – лидер PiS, похоже, думает, что ограничение жестокости по отношению к животным принесет ему голоса либералов в 2023 году. Даже в том маловероятном случае, если это произойдет, он уже теряет доверие фермеров, ключевой источник поддержки партии, и угрожает создать хаос для мощной мясной промышленности, поскольку Польша готовится к спаду экономики, вызванному коронавирусом, впервые за почти три десятилетия.
Польша является крупным экспортером халяльного мяса в исламский мир и одним из основных европейских экспортеров кошерного мяса в Израиль несмотря на то, что в стране проживает всего около 20000 евреев и такое же количество мусульман. На самом деле Израиль хочет получать больше польской кошерной говядины, которая, по словам инсайдеров, имеет более высокое качество, чем у других производителей. Не располагая собственными стадами скота, Израиль в основном полагается на поставки из Южной Америки и Польши. По оценкам Национального совета сельскохозяйственных палат Польши, кошерная и халяльная говядина приносят экономике страны 1,5 миллиарда евро (1,7 миллиарда долларов), что составляет 5% от общего польского экспорта агропродовольственных товаров.
По данным Министерства сельского хозяйства, в 2017 году было отгружено 70 тысяч тонн, в основном в Израиль и Турцию. Представители отрасли заявляют, что на халяльное и кошерное мясо приходится 10% экспорта птицы (80000 тонн в год) и 30% экспорта говядины (около 100000 тонн). Значительные рынки для польского кошерного мяса — это также Франция и Великобритания, где проживают большие еврейские и мусульманские общины. Основная часть кошерных и халяльных боен в Польше производит мясо на экспорт.
По данным Польского мясного союза (ZPM), ритуальный убой в Польше проводят около 80 фирм на 15 бойнях крупного рогатого скота и 12 птицефабрик, на которых работают 4000 человек. В отрасли поговаривают, что прибыльное производство, возможно, придется переместить в другие страны Европы, которые также имеют традицию кошерного производства — Словакию, Венгрию, Румынию и Украину. Министр сельского хозяйства Пуда утверждает, что новый закон будет скорректирован с учетом законов ЕС, которые, по его словам, запрещают ритуальный убой. Но раввин Менахем Марголин, глава Европейской еврейской ассоциации (EJA) в Брюсселе, заявил «DW», что европейские законы фактически разрешают убой животных без оглушения, если этого требует религиозная традиция. «Этот шаг нарушит правила торговли ЕС», – подчеркнул он.
Первый в ЕС закон, запрещающий ритуальный убой, был первоначально предложен бельгийскими правыми фламандскими националистами в 2019 году, и сейчас иск по поводу этого закона рассматривается Европейским судом (ECJ), который, как ожидается, примет свое окончательное решение к концу года. Марголин заявил, что запрет на экспорт польского кошерного мяса повлияет на большую часть еврейских общин в Европе. «Евреи по всей Европе оскорблены этим, и они будут чувствовать себя еще менее уверенно, живя в Европе», – подчеркнул он. Религиозные меньшинства Польши также пренебрежительно отнеслись к заявлениям, что государство предложит компенсацию предприятиям, пострадавшим от запрета. «Сейчас не самое подходящее время для закрытия крупной отрасли, и это даст нам возможность защитить ее и защитить целостность шхиты», – подчеркнул Шудрих.
ZPM также утверждает, что предложенные ограничения на ритуальный убой могут ухудшить условия содержания сельскохозяйственных животных, которым они должны были помочь. «Ограничение религиозного убоя ухудшит судьбу животных, потому что животные, которых нельзя забивать в Польше, должны будут преодолеть сотни километров, чтобы быть убитыми за пределами страны», – говорится в заявлении организации. EJA также считает, что закон о защите животных имеет «дискриминационный оттенок», не в последнюю очередь в том, что касается формулировок, используемых для его поддержки. Он был представлен, говорит Марголин, как закон, который поддержат «все хорошие люди». «Это сразу же классифицирует евреев, которые могут выступить против этого закона, как «плохих людей», вызывая воспоминания о страшных временах для наших общин», – утверждает он.
Адам Трачик из Немецкого совета по международным отношениям считает, что стратегия Качиньского представить себя любителем животных «с треском провалилась». «Единственное, что он сделал, — это создал дополнительную конфронтацию внутри правящей коалиции, что привело многих комментаторов к выводу, что Качиньский потерял свою политическую интуицию», – заявил Трачик «DW».