В Монако самый высокий процент евреев среди населения в мире, не считая Израиля
Эта крошечная богатая страна на юго-восточном побережье Франции славится своими прекрасными пляжами, прибрежными особняками и великолепными казино. Согласно статистике, предоставленной двумя раввинами, в Монако самый высокий процент евреев среди населения среди всех стран мира, не считая Израиля, – более 5%.
Общая численность населения города-государства составляет всего около 38600 человек, что делает его одной из самых маленьких стран в мире. Но около 2000 евреев создают растущую общину, отчасти благодаря роскошной синагоге, открытой в 2017 году. Синагога имени Эдмонда Сафры, которая была поддержана пожертвованием в 10 миллионов долларов семьей банкиров Сафра, расположена внутри здания, имеющего форму свитка Торы. Здание ориентировано на Средиземное море и знаменитую пристань для яхт Монако, но не имеет окон, выходящих на них. Даниэль Торгмант, ее раввин с 2010 года, говорит, что новое здание «стало мотором роста общины». Благодаря своей привлекательности и удобному расположению, «оно позволяет нам привлекать множество людей, проезжающих через Монако, или евреев, чья связь с иудаизмом все еще находится в зачаточном состоянии». Спроектированная так, чтобы напоминать гораздо большую синагогу Эдмонда Дж. Сафры на Манхэттене, версия для Монако имеет плоскую крышу, которая скрывает куполообразный потолок с деревянными панелями, который становится виден лишь внутри, раскрываясь с поистине волшебным эффектом. «Наличие таких объектов действительно помогает привлекать людей», – говорит Торгмант.
Как и подавляющее большинство населения здесь, большинство евреев княжества родились за границей. Многие из них являются миллионерами, которые приехали в страну-налоговое убежище, где не требуется ни отчитываться о доходах, ни делиться ими с правительством. Остальные – работники среднего класса в сфере туризма, азартных игр и банковского дела. В результате еврейское население представляет собой относительно новую и разнообразную общину, члены которой говорят на разных языках и имеют разное происхождение. Существует также некоторое религиозное разнообразие, хотя обе монакские синагоги – Сафры и движения «Хабад-Любавич» – формально являются ортодоксальными. В обеих синагогах есть члены, которые не являются строго ортодоксальными, включая многих русскоязычных евреев-бизнесменов, израильских предпринимателей и франко- и англоязычных евреев, связанных с банковским сектором.
Внешний вид синагоги Хабада меркнет по сравнению с синагогой Сафры. Ее молитвенный зал, расположенный на первом этаже жилого дома, вмещает около 80 человек, и в нем отсутствует стильная мебель, которую можно увидеть в синагоге Сафры. «Живущие здесь евреи не приезжают к нам по материальным причинам, они, как правило, состоятельны», – заявил JTA посланник «Хабада» Танхум Матусоф, который вместе со своей женой Хани руководит Еврейским культурным центром Монако. Он вспомнил одного прихожанина, который задавался вопросом, зачем синагоге нужна миква, бассейн для ритуального омовения, учитывая, что у многих ее прихожан есть свои собственные бассейны. «Они нужны им для духовности и чувства общности, а это то, для получения чего не нужно красивое здание».
Тем не менее Матусоф принимает во внимание уровень жизни, к которому привыкли многие евреи в Монако. Их миква, например, напоминает престижный спа-салон, а праздничные торжества иногда проводятся в одном из шикарных отелей города, а не в синагоге. «Послушайте, нужно же понимать свою аудиторию, – заметил по этому поводу Матусоф. В синагоге Матусофа, которая насчитывает около 200 постоянных прихожан, службы проводятся на английском языке для удобства многих прихожан, которые не говорят по-французски. Английский язык также иногда используется в синагоге Сафры, но там больше преобладает французский.
Относительная простота синагоги Матусофа также очаровывает некоторых евреев из среднего класса Монако, таких как семья Махназ Гросьен, родившейся в Иране матери двоих детей. Она и ее семья переехали из Женевы, Швейцария, в Монако семь лет назад по просьбе работодателя ее мужа. «На самом деле я не собиралась растить детей-подростков в очень материалистичном месте», – говорит Махназ, которая работает модельером. «Мы не из числа сливок общества. Мне вообще нравится, что наша синагога похожа на любую другую нормальную синагогу в Париже или Лондоне. Думаю, это правильная идея». Но даже некоторые еврейские миллионеры Монако чувствуют себя как дома в синагоге Матусофа, в которой, по их словам, более молодая и более интернациональная община.
«Это маленькое, скромное место, но оно теплое и яркое», – говорит Аарон Френкель, уроженец Израиля, владелец компании «Loyd’s Group», работающей в сфере недвижимости и аэрокосмической промышленности, который много лет жил в Монако со своей женой, родившейся в Хорватии, и их пятью детьми. Он также является президентом еврейской организации «Лимуд в бывшем Советском Союзе». «Это напоминает мне Бней-Брак», – подчеркнул он, имея в виду религиозный израильский город, в котором он вырос, где находятся сотни небольших синагог.
По словам раввина, основу общины Торгманта составляют евреи-сефарды старше 60 лет, хотя новое здание помогло объединить молодые семьи. По словам Торгманта, количество посещений синагоги Сафры увеличилось в четыре раза после ремонта здания, а количество бар-мицв и ритуальных обрезаний резко выросло – примерно до 50 в год. До того как коронавирус остановил международный туризм, открытие синагоги Сафры привело к увеличению числа евреев, которые приезжали сюда на шабат с круизных лайнеров. Как правило, они причаливают к сверкающей пристани для яхт, окруженной кафе и ресторанами (здесь также есть каток под открытым небом, который работает до апреля). «Это действительно сделало жизнь здесь намного более динамичной. Это как луч света, который приводит сюда евреев», – говорит Торгмант.
Одна из семей, привлеченных этим светом, – это Боря и Маша Майсураджи семейная пара родом из Республики Грузия, владеющая судоходной компанией в Калининграде, Россия. По словам Бори, они переехали в Монако в 2009 году, но до открытия новой синагоги в 2017 году «имели мало общего с иудаизмом». В том же году они решили устроить бар-мицву для своего младшего сына Алексея. «Здесь уютно, здесь сразу чувствуешь себя комфортно», – говорит Боря Майсурадзе. «Мы предложили это Алексею, и он сразу сказал «да»».
В Монако нет еврейской школы, хотя в обеих синагогах есть воскресные школы и курсы изучения иврита, а также проводятся молодежные мероприятия во время каникул. Более соблюдающие родители отправляют своих детей в одну из еврейских школ в Ницце, французском городе, расположенном примерно в 10 милях и являющемся источником свежей кошерной еды для Монако. В отличие от Ниццы, где многие евреи не чувствуют себя в безопасности, ходить с кипой в Монако не проблема – антисемитские инциденты случаются крайне редко, а полиция присутствует постоянно. На 70 жителей приходится примерно один полицейский, что более чем в четыре раза превышает средний показатель по Европейскому Союзу. По данным Отдела народонаселения Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, Монако, парламентская монархия с собственным правящим домом, имеет площадь меньше Центрального парка и является самой густонаселенной страной в мире.
Согласно отчету «Knight Frank Wealth Report» за 2019 год, миллионеры составляют треть населения страны – этот показатель выше, чем где-либо в мире. Годовой ВВП на душу населения в Монако в 2018 году составил 185000 долларов, что более чем в три раза превышает показатель США. В обеих синагогах, синагоге Сафры и синагоге «Хабада» есть миква и большой сад. Последнее обстоятельство позволило им проводить богослужения на открытом воздухе в период праздников, несмотря на местные меры, которые либо серьезно ограничивали, либо запрещали собрания в закрытых помещениях для сдерживания распространения коронавируса. Матусоф говорит, что мягкий средиземноморский климат в Монако позволяет общине с комфортом проводить время в сукке или ритуальном шалаше, который евреи строят для праздника Суккот. «Нам всегда нравилось иметь двор, потому что это означает, что в нашей синагоге есть возможность построить свою сукку на Суккот», – говорит раввин. «Мы просто никогда не думали, что наша сукка в конечном итоге станет нашей синагогой».