Новости

Новый директор видит Еврейский музей в Берлине как место для дискуссий

27 августа 2020, 19:00 Германия
Поделиться

В свой первый день в качестве директора Еврейского музея в Берлине Хетти Берг сидела одна в своем кабинете на третьем этаже, смотрела в камеру и представлялась своей новой команде из примерно 160 человек, большинство из которых остаются дома из-за мер изоляции, введенных после начала эпидемии коронавируса.

59-летняя г-жа Берг совсем не так представляла себе начало своего пребывания у руля одного из ведущих музеев Европы. Она заняла этот пост через девять месяцев после того, как его предыдущий директор ушел в отставку после того, как критики заявили, что учреждение стало слишком политизированным и утратило сосредоточенность на объяснении еврейской истории. «Это было очень сюрреалистическое начало», – говорит она об этой виртуальной встрече. Тем не менее по словам г-жи Берг, было важно связаться с ее командой, чтобы рассказать, кто она такая, и услышать их идеи о том, куда должен двигаться музей.

«Наша основная задача – представить еврейскую жизнь в прошлом и настоящем», – подчеркнула она в интервью на прошлой неделе, перед тем как музей снова откроется 30 августа после пятимесячного закрытия. «С другой стороны, нам также необходимо рассматривать динамичные и сложные дискуссии, которые происходят в немецком обществе, всегда с еврейской точки зрения». Возможно, самой болезненной из этих проблем является рост антисемитизма – в 2019 году по данным Федеральной службы защиты Конституции количество антисемитских преступлений увеличилось на 17%, включая попытку нападения на синагогу, а также антиизраильское движение «Бойкот, отчуждение и санкции», или BDS.

Проблема BDS особенно чувствительна в Германии, где защита Израиля является краеугольным камнем его послевоенной внешней политики. Именно позиция музея в отношении BDS в конечном итоге стоила поста предшественнику г-жи Берг, Петеру Шеферу, уважаемому немецкому исследователю иудаизма: он ушел в отставку в июне 2019 года после того, как в твиттер-аккаунте музея была опубликована статья с критикой немецких парламентариев за объявление движения антисемитским. Это последовало за критикой решения г-на Шефера пригласить палестинского ученого для чтения лекции в музее и организовать личную экскурсию атташе по культуре посольства Ирана.

Г-жа Берг отметила, что отвергает движение BDS и не намерена приглашать каких-либо BDS-активистов на дискуссии в Еврейском музее. (Музей еще не сообщил подробностей своих выставок и программ на предстоящий сезон, и г-жа Берг отказалась от комментариев до официального заявления.)

Мерон Мендель, директор Образовательного центра Анны Франк во Франкфурте, заявил: «Я не завидую положению г-жи Берг». «Некоторые аспекты того, что предпочитал представлять ее предшественник, были сомнительными», – сказал г-н Мендель, но, добавил он, также была череда увольнений, последовавших в результате его отставки. «Я считаю трагичным, что дебаты по важным вопросам заканчиваются призывами к отставке», – сказал он.

Г-жа Берг, которая, в отличие от своего предшественника, еврейка, провела 30 лет в Еврейском историческом музее в Амстердаме и принимала участие в создании в 2012 году Еврейского культурного квартала, включающего исторический музей, детский музей, действующую синагогу с 200-летней библиотекой, музей и мемориал Холокоста. За эти три десятилетия в Амстердаме г-жа Берг работала на различных кураторских и административных должностях. «Я действительно знаю музейную работу изнутри, – говорит она, – о коллекциях, выставках, программировании, брендинге, менеджменте». Г-жа Берг очень ясно дала понять, для кого предназначен Еврейский музей в Берлине. «Этот музей – музей для всех, кто интересуется еврейской историей и культурой, а также мероприятиями, которые мы предлагаем», подчеркнула она. «Это и для евреев, и для неевреев».

По ее словам, единственный способ выполнить эту миссию – настаивать на своей независимости как культурного учреждения и способствовать обсуждению сложных вопросов с помощью временных выставок и сопутствующих программ. «Я думаю, что проблема на данный момент заключается в том, что все настолько поляризовано и обсуждения ведутся настолько агрессивно, что это становится практически невозможным», – отметила г-жа Берг. «Я считаю это серьезным вызовом для этого музея».

Г-н Мендель заметил, что, поскольку дебаты в Германии по таким вопросам, как антисемитизм, расизм и ультраправый экстремизм в данный момент настолько рискованны, для такого известного учреждения, как Еврейский музей, как никогда важно предоставить пространство для разнообразных голосов. «Я думаю, было бы очень плохо, если бы Еврейский музей Берлина уступил эту важную роль в стимулировании дебатов и просто сосредоточился на иудаике 17-го и 18-го веков», – говорит он.

Новая постоянная экспозиция в музее, которую можно будет увидеть после открытия 30 августа, знакомит посетителей с 1700-летней еврейской историей в Германии, сгруппировав экспонаты в пяти хронологических разделах. На протяжении всей выставки размещены тематические разделы, посвященные таким темам как музыка, шабат и мифы о творении. Повсюду представлена идея о том, что еврейский опыт всегда включал в себя пребывание в нескольких культурах одновременно. Посетители впервые сталкиваются с этой идеей в плавающих буквах латинского и еврейского алфавитов, проецируемых на лестницу, ведущую в здание. Затем они образуют названия мест в Европе, важных для еврейской истории.

Разнообразие – еще одна центральная тема, будь то бесчисленное множество предметов из собственной коллекции музея, на которые приходится более двух третей выставленного на обозрение, или различные интерпретации того, что значит быть евреем в сегодняшней Германии, слышимые в голосах двадцати одного еврея, рассказывающих о своей жизни в видеоинсталляции Яэль Реувени «Месубин» или «Собравшиеся». «Наша позиция заключается в том, что мы рассказываем о культуре и истории с еврейских точек зрения», – заявила г-жа Берг, подчеркнув множественное число. «Есть не одна еврейская точка зрения, и вы увидите это на основной выставке».

Это первое крупное обновление постоянной коллекции с момента открытия музея в 2001 году. С тех пор его коллекция выросла и новая выставка опирается на богатство его хранилищ: более двух третей из примерно 1000 выставленных экспонатов – включая свитки Торы, платья фламенко и оперные очки – принадлежат музею. На выставке много сидячих мест, что, по словам кураторов, должно было стимулировать дискуссии между посетителями. Специальная «дискуссионная комната», предназначенная для школьных классов, предлагает заранее записанные аргументы социологов и экспертов по противоположным сторонам такой проблемы, как латентный антисемитизм в немецком обществе. Дело в том, что там нет «правильных ответов»: представлены противоположные мнения, чтобы побудить посетителей подвергнуть сомнению свои собственные предположения. «Мы здесь не для того, чтобы представлять готовые мнения и позиции», – подчеркнула г-жа Берг.

nytimes.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции