Новости

Выставка «Евреи в космосе» посвящена ученым и художникам-евреям

18 октября 2020, 17:00 культура
Поделиться

В начале работы над первым телесериалом «Звездный путь», когда продюсер попросил актера Леонарда Нимоя разработать знак приветствия для его персонажа Спока, Нимой обратился к детским воспоминаниям. На ум ему пришла синагогальная служба, во время которой несколько раввинов поднимали руки, отделяли мизинец и безымянный палец от среднего и указательного, образовав широкую букву V, и начинали петь на иврите. Вот как «Биркат коаним» – знак еврейского благословения коэнов, восходящий ко временам Моисея – вдохновил «Вулканское приветствие», приветствие, ставшее визитной карточкой Спока и символом западной поп-культуры.

История, о которой впервые рассказал Нимой в его автобиографии 1975 года «Я не Спок», – не единственный пример иудаизма, пересекающегося со вселенными космических исследований и научной фантастики. Это связь, древняя как Тора, а теперь это тема необычной выставки в Еврейском музее Мэриленда. «Евреи в космосе: члены племени на орбите», включает в себя экспозиции обо всем: от ученых-раввинов, сформировавших раннюю астрономию, до современных писателей и художников-евреев, которые помогли развить жанр научной фантастики в книгах, комиксах и фильмах.

Размещенная на более чем 2000 красочно оформленных квадратных футов, выставка охватывает все, от Маймонида до Мэла Брукса, поскольку продвигает своего рода теорию поля: точно так же, как еврейский народ известен своей историей путешествий в поисках идентичности и дома, так и существа, земные и потусторонние, которые исследуют небесное за пределами. «Я думаю, что идея «чужого» – кого-то, кто пытается найти свой путь и справиться с давлением ассимиляции – определенно находит отклик у евреев в Америке или в любой другой диаспоре», – говорит Трейси Гай-Декер, сотрудник музея заместитель директора и еврейка, уроженка Балтимора. «Оставаться верным себе, но в то же время вписываться в социум — это тема многих научных фантастов и фэндомов. Вполне логично, что евреи тоже обращаются к этой теме».

Официальные представители еврейского музея Мэриленда, который стоит рядом с исторической синагогой на Ллойд-стрит в Восточном Балтиморе, столкнулись с этой концепцией два года назад, когда они узнали об уменьшенной версии выставки в Центре еврейской истории в Нью-Йорке. Команда выяснила, что отправной точкой для кураторов было их веселое восприятие глуповатой фразы «Евреи в космосе». Это название забавного короткометражного фильма, который Брукс снял в рамках своей комедии «История мира, часть I» в 1981 году. В этом коротком сюжете зрители увидели ортодоксальных ребе, пилотирующих космический корабль в форме звезды Давида и стреляющих лазерами, радостно распевая заглавную песню: «Мы евреи в космосе / мы летим вперед, защищая еврейскую расу!»

Среди прочего, он показал, что экзистенциальные поиски, лежащие в основе веры, можно рассматривать наряду с популярными развлекательными средствами, включая повторяющуюся часть «Маппет-шоу» под названием «Свиньи в космосе». Но этот «забавный контраст со временем стал чем-то реальным», поскольку жители Нью-Йорка начали собирать информацию и артефакты, которые «рассказывают полную историю отношения евреев к Солнечной системе», – говорит Марвин Пинкерт, исполнительный директор Еврейского музея Мэриленда. «Идея началась как комическая вещь, но в ней также есть много глубины», – говорит Пинкерт. Например, примерно в 360 году нашей эры еврейский князь по имени Гиллель II установил еврейский календарь, что требовало глубоких знаний как в астрономии, так и в математике. Еврейские мудрецы постановили, что каждый новый месяц должен начинаться во время, определяемое наблюдениями за новолунием, – решение, из-за которого евреям было трудно узнать, например, в какие именно дни отмечать свои самые важные праздники.

Еврейский календарь является «прогрессивным лунным» по своей природе: полный високосный месяц добавляется один раз для каждого цикла из 19 лет для сохранения согласованности. «На этом этапе истории наука была неотличима от религии, и кто-то должен был разбираться в астрономии», чтобы разработать этот календарь, – говорит Пинкерт. История стала частью графической временной шкалы, которая простирается от таких ранних мыслителей до раввина Моше бен Маймона, также известного как Маймонид, который использовал свои труды 12 века, чтобы согласовать взгляды Аристотеля на вселенную с библейскими рассказами, до современных еврейских деятелей, включая пионера научной фантастики Айзека Азимова, астронавтов Джудит Резник и Джеффри Хоффмана, а также кинематографистов Стэнли Кубрика («Космическая одиссея 2001 года») и Стивена Спилберга («Инопланетянин», «Близкие контакты третьего рода»).

Так же обстоят дела с такими яркими моментами, как редкие труды по астрономии на иврите начала и середины 18 века, а также раздел о Нимое, который содержит издания «Я не Спок» и его продолжение 1995 года «Я — Спок». Когда Пинкерт и его команда решили перенести выставку к себе они сделали это с идеей расширить ее, чтобы как использовать большую выставочную площадь в музее на Ллойд-стрит, так и усилить ее особенностями, связанными с Мэрилендом. Джоанна Черч, директор по коллекциям и выставкам балтиморского музея, быстро осознала потенциальные возможности. По словам Черч, в музее долгое время находился вырезанный вручную в начале 20-го века Декалог – изображение табличек, на которых, как говорят, Б-г выгравировал Десять заповедей, – подаренный ныне несуществующей синагогой «Бнай Рувим». Изделие, предназначенное для украшения ковчега синагоги (сундука, содержащего Тору), увенчано не короной или львами, как многие из них, а вырезанной парой рук, дающей благословение коэнам, вдохновившее Нимоя. Кураторы сделали его частью экспозиции «Звездного пути».

«В этом контексте мы говорим об этом (вулканском) приветствии как о религиозном символе», – говорит Черч. «Большинство из нас знает это приветствие, но подобное размещение удваивает его значение». Экспонаты выставки демонстрируют продуктивность Азимова, еврея с российскими корнями, написавшего более 500 научно-фантастических книг. В нескольких футах от него посетители могут управлять терменвоксом, электронным музыкальным инструментом, отвечающим за прерывистые, высокие звуки, известные поклонникам научной фантастики, включая сериал «Сумеречная зона». Инструмент – любимая интерактивная вещь Пинкерта как потому, что его бесконтактный характер отвечает санитарным требованиям эпохи Covid-19 (игроки изменяют звуковые частоты, перемещая руки рядом с парой антенн), так и потому, что его история «связана с нашей сюжетной линией».

«Было много композиторов-евреев, участвовавших в написании музыки к научно-фантастическим фильмам, включая (классику 1951 года) «День, когда Земля остановилась» и несколько фильмов «Звездный путь», – говорит Пинкерт, чья любовь к поп-культуре влияет на экспонаты в музее в течение многих лет. Команда конкретизировала Мэрилендский компонент с помощью большой карты 18 объектов, связанных с космосом, включая Центр космических полетов имени Годдарда НАСА в Гринбелте и 57-летнее Балтиморское общество научной фантастики.

Есть также выставка о Резник, второй американке и первой американской еврейке, отправившейся в космос. Резник, уроженка Огайо, получившая докторскую степень в Университете Мэриленда, погибла в результате катастрофы космического корабля «Челленджер» в 1986 году. Часть экспозиции – письмо с уведомлением о ее принятии в программу кандидатов в астронавты НАСА, датированное 1978 годом.

Выставка своевременна, по мнению одного человека, изучавшего роль еврейского народа в создании и развитии научной фантастики. Лоуренс Пинскер – бывший раввин общины «Бейт-Тиква» в Балтиморе, основанной в 1963 году группой людей, которые интересовались научной фантастикой. Пинскер, который читал курсы о евреях в сфере научной фантастики в «Бейт-Тикве» и на ежегодной конференции «Balticon Convention», говорит, что эта связь привлекает все большее внимание ученых. Еврейская традиция, говорит он, исторически поощряет вопросы о природе Вселенной и о том, как все могло бы быть иначе при слегка измененных обстоятельствах — оба основных элемента научной фантастики. В конце концов, говорит он, именно Талмуд содержал первую историю «путешествия во времени», когда Моисею предоставляется возможность заглянуть в будущее на 1400 лет, чтобы посетить Акиву, ученого и мудреца первого века. И именно еврей-иммигрант из Люксембурга Хьюго Гернсбак основал первые журналы «научной фантастики» в 1920-х годах и ввел термин «научная фантастика».

«Я с детства увлекался научной фантастикой, – говорит 73-летний Пинскер. – Значительный процент ее авторов и поклонников, которых я встретил в этом мире, были евреями. Это увлекательная предметная область».

«Евреи в космосе» дебютировали в сентябре, и публика может посетить выставку онлайн или лично до апреля. Личные посещения, предлагаемые дважды в день, ограничены 10 людьми за раз из-за ограничений, связанных с коронавирусом, посетители должны делать предварительное бронирование. Гай-Декер говорит, что посетители рассказали ей, что выставка предлагает заманчивую передышку от продолжающегося политического стресса и пандемии. «Это приятное шоу, потому что оно такое веселое, но при этом не жертвует интеллектуальной строгостью», – говорит она. «Это то, что кажется таким желанным сейчас».

washingtonpost.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции