В Суринаме оцифровали 100 000 документов, чтобы сохранить еврейское наследие Карибского региона
В апреле 2025 года, когда пожар угрожал историческому центру Парамарибо, столицы Суринама, добровольцы в синагоге Неве Шалом спешно сканировали тысячи архивных документов, чтобы сохранить историю еврейской общины, существующей здесь с XVII века. Пожар был локализован до того, как достиг синагоги, но угроза напомнила о хрупкости бумажных архивов, подверженных воздействию тропического климата, насекомых и времени.
Проект по оцифровке более 100 000 документов, включая записи о рождении, сделки с недвижимостью и переписку, возглавила нидерландский учёный Роза де Йонг. Ранее она использовала этот архив в своей диссертации о еврейских беженцах, спасавшихся от ужасов Второй мировой войны в Карибском регионе, включая Суринам. После завершения исследований в Амстердамском университете де Йонг вернулась в Суринам, собрав средства на оборудование и поездку, чтобы создать высококачественные цифровые копии сотен фолиантов, хранящихся в синагоге.
В результате было создано более 600 гигабайт данных, хранящихся на нескольких жёстких дисках. Один из них будет передан в Национальный архив Суринама для включения в их цифровую коллекцию.
Архивные документы демонстрируют, как Суринам стал центром еврейской жизни в Америке. Британцы, колонизировавшие регион, предоставили евреям политическую и религиозную автономию, когда они впервые прибыли в Суринам в 1639 году для управления табачными и сахарными плантациями. Когда голландцы взяли под контроль колонию, они продолжили эту практику. Когда евреи были вынуждены покинуть другие места в Америке, они часто находили убежище в Суринаме.
В канун Рождества 1942 года более 100 нидерландских еврейских беженцев, спасаясь от ужасов Холокоста, прибыли в Парамарибо. Лини Пайгин Йоллик, тогда 18-летняя, была среди них. В рамках проекта устной истории для Мемориального музея Холокоста США она описала облегчение, которое почувствовала, когда прибыла в Суринам под звуки знакомой песни. «Я помню, что было утро, и когда мы прибыли, для нас заиграли нидерландский национальный гимн, и все плакали. Мы были очень эмоциональны, услышав это, потому что многие из нас никогда не думали, что снова услышат его», — сказала она.
Когда Нидерланды были освобождены от нацистской оккупации три года спустя, журнал «Теоэнга», издаваемый для еврейских общин Суринама, вышел с заголовком «Беврейдинг» («Освобождение»). Архив в Неве Шалом содержит копию каждого выпуска «Теоэнга».
Ключевую роль в проекте сохранения сыграла 78-летняя Лилли Дёйм, которая более двух десятилетий отвечала за папки с архивными документами. Родившись в Суринаме, в 14 лет она переехала в Нидерланды, где стала медсестрой. Но в 1973 году она вернулась на родину, незадолго до обретения колонией независимости, и её четверо детей выросли в Парамарибо.
Более чем кто-либо другой, она понимает, насколько ценен был архив. «Я сказала общине: пока архив всё ещё здесь, я не умру. Даже если я проживу 200 лет», — со слезами сказала она “Associated Press”. «Это сохраняет историю моего народа».