Новости

В новом фильме оставшиеся в живых вспоминают спокойные дни Второй мировой войны в безопасной гавани Шанхая

29 апреля 2018, 19:00 Кино
Поделиться

«Я понятия не имел, что такое Шанхай», – говорит Отто Шнепп, один из рассказчиков, представленных в документальном фильме «Над утонувшим морем». «Это было похоже на то, чтобы отправиться на Луну», – говорит он.

Шнепп покинул Вену в качестве беженца со своими родителями после Аншлюса в возрасте 13 лет. Он жил в Шанхае до 1948 года. После Эвианской конференции в июле 1938 года и Хрустальной ночи в ноябре, европейским евреям стало все труднее находить убежище в стране, желающей их принять. Китай был маловероятным местом: он был в муках гражданской войны между своим националистическим правительством и коммунистами во главе с Мао Цзэдуном. Страна также находилась под оккупацией Японии. Шанхай был городом, находившимся в хаосе; голод и бедность были распространены. Тем не менее, это место стало неожиданным убежищем для более чем 20 000 евреев из Австрии, Германии и Польши.

В фильме «Над утонувшим морем» рассказ ведет актриса Джулианна Маргулис, сценарий был написан лауреатом премии «Эмми» сценаристом и продюсером Рене Бальсером («Закон и порядок») и снят режиссером Никола Завалья. В фильме рассказывается о тысячах евреев, которые сумели убежать из оккупированной нацистами Австрии в открытый портовый город Шанхай в период между 1938 и 1940 годами из-за смелого вмешательства китайского консула в Вене Хо Фэн Шаня.

Вопреки приказам и сопротивляясь угрозам гестапо, Хо выдал около 2000 китайских виз евреям, прежде чем немцы захватили здание консульства. Затем он открыл офис в соседнем ресторане, где продолжал выдавать визы. К тому времени ему было приказано вернуться в Китай в 1940 году, он подписал около 5000 виз. В 2000 году Яд ва-Шем посмертно признал его Праведником народов мира. Этот убедительный, сострадательный и красиво снятый фильм включает интервью с небольшой группой еврейских беженцев, чья жизнь была спасена Хо Фэн Шанем, а также некоторыми из жителей Шанхая, которые помогали семьям.

Бывшие беженцы, большинство из которых в то время были маленькими детьми, вспоминают о жизни в Шанхае и Вене – отправной точке для многих. С сентября 2017 года «Над утонувшим морем» демонстрируется на многочисленных международных кинофестивалях, а также на частных показах. В прошлом месяце у него был первый британский показ в BAFTA в Лондоне в партнерстве с Pureland Series, и он также будет показан на еврейском кинофестивале Лос-Анджелеса 29 апреля.

Бальсер впервые узнал о Хо Фэн Шане и опыте еврейских беженцев в Шанхае от его жены, которая является уроженкой Шанхая. «Она слышала рассказ от своих родителей, а также от бывших беженцев», – рассказал Бальсер The Times of Israel по телефону. Она выросла в Гонконге и Таиланде, и время от времени, когда она присутствовала со своей семьей в общественном месте, например в ресторане, к ним обращался еврей после того, как он слышал, как они говорят на шанхайском языке. Им говорили, что, услышав это они вспомнили о своем детстве в Шанхае», – говорит Бальсер.

Текущий мировой кризис беженцев побудил Бальсера сделать документальный фильм обрамлений современными кадрами, которые подчеркивают историческую актуальность. «Я подумал, что мы можем узнать из истории о таком кризисе, и о том, какие уроки мы можем извлечь из него?” говорит он. «Я не говорю, что ситуации совершенно аналогичны, но есть параллели», – продолжает он. «История не обязательно повторяется, но она, безусловно, рифмуется».

В фильме подчеркивается отсутствие напряженности между евреями и китайцами. Бальсер приписывает это нескольким факторам. По его словам, антисемитизм был в значительной степени неизвестен в Китае. Никогда не было государственной религии за тысячи лет китайской цивилизации, говорит Бальцер, отмечая, что китайцы признали потенциально спорную природу религии. Поэтому, во времена различных династий, все религии были восприняты и приняты, и никакая не была одобрена. Вероятно, более важным фактором было конфуцианское воспитание большинства китайцев в то время, говорит он. «Конфуцианство, – говорит Бальсер, – учит, что мы все родились равными и единственный способ, которым кто-то отличает себя, — это образование и добрые дела, но по существу, мы все одинаковы».

Как говорит один из китайских свидетелей в фильме: «Они были такими же, как мы». Более похожие, чем различные». Обе общины жили под давлением и страдали от японской оккупации города. Фильм показывает, что некоторые из сложившихся отношений вышли за рамки просто терпимости. Некоторые из них были личными – еврейские семьи снимали комнаты у китайских семей, а дети играли вместе. Другие были меркантильными. Выросли еврейские магазины, появились фотостудии и мастерские по ремонту часов, все они оказывали услуги своим китайским соседям.

Но до того, как появились европейские беженцы, в Китае также существовала еврейская община. В 19 веке богатые еврейские семьи, такие как Кадури, Сассуны и Хардуны, прибыли из Бомбея и Багдада, основали больницы и школы. Они помогли новым прибывшим встать на ноги. Микробиолог, доктор Карл Беттельхайм, 86 лет, вспоминает, что вскоре после прибытия его семьи в Шанхай в 1938 году его отец, который был бухгалтером, нашел работу в Фонде Сассуна. «Город был разделен в то время, и они предоставили нам квартиру в международном поселении, которая выходила на реку. Одна из вещей, которые я помню, — это банановые лодки, которые шли мимо – маленькие сампаны (китайские деревянные лодки) – нагруженные бананами, поставляемыми на рынок», – говорит Беттельхайм. Беттельхайм был всего лишь малышом, когда он сбежал из Вены после ареста отца гестапо. «Я слышал разные сообщения о том, что произошло. Мой отец был арестован на день, ночь или больше – я не уверен. В конце концов, он был освобожден при условии, что он покинет страну в течение двух недель или его отправят в Дахау», – говорит Беттельхайм. «Он поехал в Бельгию, но решил, что нигде в Европе не будет безопасно, потому что Гитлер был слишком сильным. Была возможность поехать в Уругвай, но этого не произошло».

Хотя он не появляется в «Над утонувшим морем», Беттельхайм внес свой вклад в более ранний фильм «Убежище в Шанхае», созданный в 1998 году, в котором беженцы возвращались к своим старым памятным местам в городе. Он говорит The Times of Israel сквозь слезы, что до этого времени он не возвращался в Шанхай. «Я не хотел возвращаться и видеть его под коммунистическим правлением, потому что это был не Шанхай, о котором я помнил», – говорит Беттельхайм.

После нападения на Перл-Харборе в 1941 году, вспоминает Беттелхайм, что «ситуация быстро менялись». В 1942 году японцы приказали, чтобы все евреи были помещены в район Хункоу, где уже было много евреев. Район назывался «Маленькая Вена» из-за его венских кофеен и пекарен. Дома в гетто были переполнены, и было жарко. «Мы были вынуждены переехать в этот район. После жизни в доме с двумя или тремя спальнями вдруг мы трое, плюс собака, стали жить в одной комнате, – говорит он. «У моей мамы была небольшая горелка с древесным углем (чтобы готовить), и меня не научили правильно пользоваться туалетом до окончания войны».

Но, несмотря на трудности в середине войны, Беттельхайм с любовью вспоминает свою жизнь в Шанхае. Беттельхайм говорит, что он «горько плакал», когда покинул Шанхай в 1949 году в возрасте 12 лет, на последнем корабле, уплывшем из города, прежде чем его взяли коммунисты. Семья отправилась сначала в Вену, а затем в Лондон, где в итоге и поселилась. Бальцер говорит, что «Над утонувшим морем» показывает нам потенциал человека, способного влиять на жизнь окружающих. «Ничего из этого не произошло из-за действий одного правительства, которое сделало то или иное. И это не НПО, которое сделало большой гуманитарный акт, или религиозная община», – говорит Бальсер. «Это было действительно дело таких людей, как Хо Фэнь Шань, а затем жителей района Хункоу, которое привел к спасению около 20 000 евреев».

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции