В фильме «Конечная фаза» местный режиссер рассказывает о резне 1945 года в тихом австрийском городке
Ганс Хохштёгер вспоминает австрийский городок Хофамт-Приэль как идиллическое место, пишет журналист «The Times of Israel» Рич Тенорио. Он вырос в этом пасторальном месте в часе езды от Вены, с фермерскими домами, которые резко контрастируют с австрийской столицей. Однако начиная с подросткового возраста восприятие Хохштёгером своего родного города было разрушено, когда он узнал об его истории во время Второй мировой войны.
В мае 1945 года, в последние дни войны в Европе, в Хофамт-Приэле было убито более 200 евреев. Сейчас Хохштёгер снял фильм о трагедии «Конечная фаза», в котором обвиняет в убийствах СС и утверждает, что это могло быть самым крупным и последним зверством такого рода в этом районе. Впервые показанный в Австрии два года назад, фильм недавно был показан в Великобритании.
«Мы знали, что в нашем городке произошло что-то плохое», — рассказал 40-летний Хохштёгер, который работал над фильмом со своим 30-летним братом Тобиасом Хохштёгером. «Но на самом деле я никогда не знал о масштабах резни… Я действительно не знал, что это было так близко к концу войны». Он описывает общую неосведомленность Хофамт-Приэля о резне, отчасти вызванную культурой молчания. «Не так уж много людей действительно хотят знать об этом, говорить об этом», — заявил Хохштёгер. Однако он добавил: «Есть также много людей, пытающихся распространить информацию о резне. Каждые пять лет проводится несколько памятных мероприятий».
Кадры трогательной церемонии 2017 года показаны в конце фильма. Жертвы резни похоронены на еврейском кладбище в соседнем Санкт-Пельтене, куда их останки были доставлены в 1964 году. На мемориале перечислены имена погибших — 228 мужчин, женщин и детей, – и скорбящие могут зажечь свечи и оставить памятные камни. Хохштёгер называет свой родной город «действительно красивым местом, за которым стоит очень мрачная история». Эта мрачная история является частью повествования о венгерских евреях во время Холокоста. Как поясняется в фильме, более 400000 венгерских евреев были депортированы с родины в 1944 году, причем 80 процентов из них, примерно 320000 человек, погибли вскоре после прибытия в Аушвиц. В Австрии 15000 депортированных выполняли принудительные работы, в том числе ремонтировали крыши в Вене после воздушных налетов союзников. Положение немцев стало отчаянным с приближением Красной Армии.
«Они пытались привести всех еврейских подневольных рабочих в Маутхаузен, чтобы убить их там, — заявил Хохштёгер, говоря о концентрационном лагере в 160 километрах от городка, — прежде чем русские или американцы смогли узнать, что они с ними сделали. В марте и апреле 1945 года многим людям, евреям, пришлось идти в Маутхаузен пешком. В конце апреля 1945 года они не могли идти дальше. До освобождения Маутхаузена армией США оставалось несколько дней». Вместо этого, согласно фильму, евреи были временно размещены в соседнем Перзенбойге в казармах для рабочих электростанции на реке Дунай. Хохштёгер утверждает, что вечером 2 мая 1945 года в казарму прибыло подразделение СС, доставило большинство евреев в Хофамт-Приэль и расстреляло их там с помощью нескольких местных австрийцев.
«Некоторые люди — местные жители из Перзенбойга, а не Хофамт-Приэля — были каким-то образом причастны к этой бойне», — заявил Хохштёгер. «Мы не смогли выяснить, какая на самом деле была связь между этими людьми и подразделением СС, и какое подразделение СС было задействовано».
Работа над документальным фильмом заняла почти шесть лет. Было сложно найти людей, которые знали об этом злодеянии из первых рук. Но создатели фильма нашли Якова Тибора Шварца, который пережил резню в 11-летнем возрасте и теперь живет со своей большой семьей в израильском городе Бней-Брак. Они также поговорили с двумя австрийками — Барбарой Вебер и Розой Форстхофер, которые в то время были детьми; и с австрийцем Фрицем Вихаймом, который поделился воспоминаниями о возвращении в этот район из плена в оккупированной немцами Бельгии. Примечательно, что два брата – еврея — Мартон Кардос из Венгрии и Зеев Вилмос Кляйн из Израиля, которые потеряли своих ближайших родственников в резне, — умерли в течение нескольких месяцев после разговора с создателями фильма. «Для меня как режиссера было действительно большой ответственностью работать со свидетельствами всех людей, показанных в фильме», — рассказал Хохштёгер. Свидетельство Шварца особенно трогательно. Как он вспоминает, его мать и сестры оставили его в бараке после того, как их и других евреев вызвали якобы для работы. Вместо этого эсэсовцы вели их к Хофамт-Приэлю и смерти. «Яков Шварц сказал мне, что он и его семья были уверены, что война закончится через несколько дней, — заявил Хохштёгер. «Они уже были готовы вернуться домой в Венгрию».
После массового убийства эсэсовцы подошли к казармам и открыли там огонь по евреям. Шварц говорит, что он уцелел только потому, что оказался случайно защищен телом убитого ребенка. Этим ребенком был Имре Кляйн, брат Мартона и Зеева. После резни, по словам Шварца, он прочитал «Кадиш скорбящих» и молитву «Эль Мале Рахамим» за умерших. Вместе с двумя выжившими, 60-летним мужчиной и молодым человеком, он пошел к дому Розы Форстхофер. Ее семья приютила Шварца, но отправила остальных в другую семью, Стадлеров. Шварц рассказывает о последующем невероятном путешествии на поезде обратно в Венгрию, где он воссоединился со своим отцом и братом, а также с другой семьей выживших, Унгарами. Сегодня и Шварц, и его друг Йона Унгар живут в Израиле — Шварц в Бней-Браке, Унгар в Хайфе. Создатели фильма взяли интервью у обоих мужчин в Израиле, причем отснятый материал включал семейное торжество Шварцев. Одна из его 18 внучек делится трогательной данью уважения своему дедушке.
Кто нажал на спусковые крючки?
Вернувшись в Австрию, создатели фильма сталкиваются с трудностями, пытаясь установить виновных в резне. Доказательств мало; некоторые из них взяты из интервью от 28 октября 2000 года с покойным выжившим Дьёрдем Ротом, репатриировавшимся в Израиль. В Румынии после войны Рот убедил власти отдать ему под опеку двух пленных эсэсовцев, которые заявили ему, что были в Перзенбойге. Отметив, что его семья была убита там, Рот заявил, что убил эсэсовцев. В фильме предполагается, что эсэсовцы, совершившие резню в Хофамт-Приэле, могли также бежать в Румынию. Когда речь заходит о местных жителях, которые могли способствовать массовым убийствам, мало кто готов говорить. Вебер, Форстхофер и Вихайм делятся тем, что они помнят, включая одно конкретное воспоминание: просьбу к человеку по прозвищу «Фрицль» включить свет, возможно, намек на использование автомобильных фар для освещения тех, кого вот-вот убьют. «Фрицль», предполагает режиссер, мог быть видным местным врачом, членом СС, чьи связи с нацистами существовали еще до войны. О какой-либо связи между этим человеком и событиями 2-3 мая 1945 года Хохштёгер сказал: «Мы не можем этого доказать. Вполне возможно, что он был причастен к резне».
После войны доктор стал настолько любимым общественным деятелем близлежащего Петценкирхена, что одна из его площадей была названа в его честь. У Хохштёгера был неприятный разговор с мэром об этом названии, которое в конечном итоге было сменено в прошлом году. «Они не видели необходимости менять название площади», — рассказал Хохштёгер. «Они просто изменили название после того, как наш фильм показали по австрийскому телевидению. Мы получили много злобных писем». Однако, отметил он, в городке и его окрестностях «много людей хотели посмотреть фильм и действительно его увидели… Нам удалось донести информацию о массовых убийствах до общественности». «На самом деле американские историки ничего не знают об этой бойне, — заявил Хохштёгер. «Это неизвестная резня. Это было в самом конце войны. Возможно, фильм изменил это. Если на национальном уровне, в Германии и США его увидит множество людей, я надеюсь, что никто больше не сможет сказать, что они никогда не слышали о Хофамт-Приэле или о резне в Хофамт-Приэле».