В 17 веке в Италии было изнасиловано 14 порабощенных еврейских девушек и женщин
Если бы только в Италии 17 века существовало движение «Me -Too», группа из 14 порабощенных евреек, вероятно, была бы спасена от группового изнасилования и даже самоубийства; и в честь ответственного за это тюремного врача, который позже стал мэром Ливорно, не назвали бы улицу, пишет журналистка «The Jerusalem Post» Джуди Зигель-Ицкович.
Историк профессор Тамар Герциг, заместитель декана по исследованиям на факультете гуманитарных наук Энтина Тель-Авивского университета (ТАУ), обнародовала ранее неизвестные доказательства организованного группового изнасилования порабощенных марокканских евреек в Ливорно — портовом городе на Лигурийском море – в начале 17 в. Изнасилование было организовано доктором Бернардетто Буонромеи, высокопоставленным государственным чиновником в тюрьме для рабов Ливорно. Он ловко устранял любые жалобы и эффективно стер память о страданиях жертв. В прошлом году Герциг была награждена Мемориальной премией Майкла Бруно Израильского института перспективных исследований за новаторские исследования — за ее вклад в изучение досовременной истории и особенно итальянского Возрождения.
Согласно документам, изученным Герциг, летом 1610 года Буонромеи приказал направить группу порабощенных еврейских женщин, недавно прибывших из Северной Африки, в мужские помещения тюрьмы для рабов. Это противоречило обычному разделению женщин и мужчин по разным помещениям. Этот приказ привел к изнасилованию порабощенных евреек рабами – мусульманами и христианскими подневольными работниками. В одном отчете отмечается, что одна из жертв потеряла рассудок и пыталась выбросить своих маленьких дочерей из окна тюрьмы, а сама пыталась покончить с собой. Представители влиятельной еврейской общины Ливорно направили властям Тосканы протесты с осуждением беспрецедентного сексуального насилия над еврейками. К сожалению, все жалобы и свидетельства вскоре были устранены с помощью великого герцога Тосканы, поддержавшего Буонромеи. Великий герцог согласился с заявлениями доктора о том, что он увеличит прибыль тосканского государства, обеспечив выкуп еврейской общины Ливорно своих порабощенных сестер. Буонромеи сохранил свою работу врача, отвечавшего за тюрьму для рабов, и, когда он умер несколько лет спустя, герцог заплатил за его надгробие в главной церкви Ливорно.
В 17 веке еврейская община Ливорно была одной из самых богатых и влиятельных среди еврейских общин страны; ее отношения с правителями тосканского государства обычно были положительными. Согласно документам, которые обнаружила Герциг, богатые и имеющие хорошие связи члены еврейской общины города, тем не менее, подвергались вымогательству со стороны правительственных чиновников, таких как Буонромеи. Герциг обнаружила, что правители Великого герцогства Тоскана использовали инцидент с групповым изнасилованием для того, чтобы заставить еврейскую общину заплатить непомерный выкуп за порабощенных евреек. Буонромеи, который был первым мэром города до своего назначения в тюрьму для рабов, до сих пор почитается как один из отцов – основателей города. В его честь в Ливорно названа улица, а фигура, посвященная ему, выставляется напоказ на ежегодных процессиях, посвященных присвоению Ливорно статуса города.
Монументальное исследование Герциг под названием «Рабство и межэтническое сексуальное насилие: множественные изнасилования в Ливорно семнадцатого века» было опубликовано в престижном журнале «American Historical Review» со 175 ссылками, подтверждающими ее утверждение. Она надеется, что освещение ее находок в итальянских СМИ приведет к изменению памяти о Буонромеи — человеке, сколотившем состояние на работорговле и лично ответственном за чудовищное насилие над порабощенными еврейскими женщинами и девочками. Большинство исследований рабства в Италии 17 века были сосредоточены на галерных рабах – мужчинах, которые предположительно страдали от более жестокого обращения, чем порабощенные женщины. Ученые также сосредоточились на мусульманско-христианском соперничестве в этот период, называя его главным мотиватором участия соответствующих групп в порабощении друг друга. До сих пор очень мало исследований касалось места евреев как жертв работорговли в Италии 16-го и 17-го веков.
Исследование Герциг впервые раскрывает отношение представителей итальянского режима к еврейским женщинам из Северной Африки, поскольку они были захвачены итальянскими войсками и доставлены в итальянские порты в качестве рабынь. Отношение итальянских властей существенно повлияло на отношения между местными евреями и христианами в итальянских городах того времени. «В досовременном еврейском мире сексуальное насилие над женщинами – пленницами олицетворяло унижение еврейских мужчин, которые не смогли их защитить», — писала Герцог. «Стремясь противостоять такому унижению, еврейские лидеры неустанно стремились добиться наказания Буонромеи. Их неспособность достичь этой цели и восстановить свою общинную честь, таким образом, раскрывает пределы толерантности в регулировании повседневной жизни в 17 веке в Ливорно, который историки часто хвалят за его замечательный религиозный плюрализм и этническое разнообразие».
Она продолжила, что многие феминистские исследования «сосредоточены на изнасиловании как на форме насилия, вызванной «гендерными социальными структурами и дискурсами, посредством которых такое насилие может быть осмысленным и законным». Сьюзан Браунмиллер указала на повсеместное использование изнасилования в качестве инструмента подчинения женщин мужчинами – завоевателями и похитителями. Совсем недавно изнасилование в плену и в рабстве было признано своего рода «медленным убийством». Раскрытие женского и еврейского аспектов итальянской работорговли «очень важно», — заметила Герциг, — «поскольку эти темы в значительной степени игнорировались в исторической науке, изучавшей 16 и 17 века. Я надеюсь, что, повышая осведомленность о феномене порабощения еврейских женщин, мое исследование приведет к пересмотру нынешнего увековечивания памяти работорговцев, таких как Бернардетто Буонромеи, тем самым достигнув некоторой исторической справедливости для его жертв».