1000‑летняя Еврейская Библия найдена на полке каирской синагоги
В июле 2017 года израильский историк Йорам Мейтал наткнулся на рукописный библейский кодекс 1028 года нашей эры, который лежал заброшенным на пыльной полке в каирской синагоге. Рукопись Зхарьи бен Анана, завернутая в простую белую бумагу, которую можно найти на столах в дешевых закусочных, является одним из наиболее полных и сохранившихся примеров Писаний — третьего и заключительного раздела Еврейской Библии, — созданных в ту эпоху. Она была потеряна для ученых в течение почти 40 лет.
Обнаруженная Мейталом в караимской синагоге «Мусса‑Дер’и» рукопись Зхарьи бен Анана ранее была отмечена в различных публикациях современных библеистов, начиная со статьи 1905 года в Jewish Quarterly Review, написанной известным исследователем Ричардом Готтейлом, и заканчивая микрофильмами рукописи, сделанными в июне 1981 года группой израильтян из Института микрофильмированных еврейских рукописей.
Затем, когда еврейская община в Каире стала все больше сокращаться, бесценная рукопись исчезла. После десятилетий поездок в Египет (в связи с его научными публикациями в качестве профессора Университета имени Бен‑Гуриона), в июле 2017 года Мейтал находился в Каире как независимый ученый, принимавший участие в проекте еврейской общины, возглавляемом организацией «Капля молока», для документирования городских синагог. Его поездка в синагогу «Мусса‑Дер’и» — монументальное сооружение, построенное в годы могущества общины, в 1933‑м, была призвана запечатлеть ее архитектуру, многочисленные витражи и другие украшения.
Текущий проект документации стал следствием «окна возможностей» запечатлеть еврейское наследие Египта, открывшегося после прихода к власти президента Абделя Фаттаха ас‑Сиси в 2014 году и избрания нынешнего главы еврейской общины в Каире Магды Харун, которая возглавляет «Каплю молока». Каирская еврейская община в настоящее время насчитывает лишь несколько евреев, но, согласно египетскому законодательству, контролирует общинные активы и артефакты, рассказывает Мейтал. В последние годы активизировались усилия по документированию, сохранению и в конечном счете демонстрации еврейского наследия Египта, о чем свидетельствуют повторное открытие обновленной Александрийской синагоги, а также важная работа по консервации на разрушающихся еврейских кладбищах.
Как рассказал Мейтал в недавно опубликованной в Jewish Quarterly Review статье «Библейская рукопись тысячелетней давности, вновь обнаруженная в Каире: будущее египетского еврейского прошлого», открытие его ошеломило. «Было бы трудно оставаться равнодушным к красоте этой рукописи», — говорит Мейтал. К счастью для ученого, колофон, или «выходные данные» книги, включает в себя имя писца Зхарьи бен Анана и человека, который заказал эту книгу, а также дату ее завершения. Эти редкие и важные детали, подчеркнул историк, рассказывают о происхождении работы, а также богатстве и благотворительной деятельности семьи, которая предположительно пожертвовала рукопись в местную синагогу для совместного изучения всей общины.
Основываясь на заметках, оставленных бен Ананом, мы знаем, что рукопись была завершена в 4788 году по еврейскому календарю, что соответствует 1028 году по христианскому календарю. (Интересно, что, когда рукопись была исследована почти 900 лет спустя, ученый, писавший карандашом, сделал вычисление того, сколько ей было лет, основываясь на том, какой еврейский год приходился на 1927 год.) По примечаниям бен Анана мы видим его вычисления, сколько стихов он написал, и понимаем, что эта рукопись когда‑то была частью полной Еврейской Библии, два других раздела которой бесследно пропали.
Рукопись, найденная Мейталом, содержит не только полный текст Писаний, но и 12 страниц масоры, или комментария к библейскому тексту, включая примечания о тоне, или выражении, с которым он должен быть прочитан, и никуд, гласную или согласную вокализацию слов. Эта система маленьких точек и линий, наложенных на библейский текст, показывает, как должны звучать древнееврейские слова (где иврит пишется без гласных). Система была создана группой еврейских ученых, живших в Тверии у Галилейского моря около 750–950 годов. «Все, что связано с грамматикой и пунктуацией древнееврейского языка, основано на этой школе, — говорит Мейтал. — Когда они разработали систему письма и создали школу для правильного чтения Библии, это было резким изменением, потому что с тех пор наша Библия серьезно развивалась».
Каирская рукопись, созданная сразу после кодификации системы письма, является одним из самых ранних известных примеров Тивериадской школы, готовившей в IX–XI веках знаменитых писцов, включая бен Анана. Сам библейский текст написан печатными буквами красновато‑коричневыми чернилами, а масора — черными. В какой‑то момент его истории, скорее всего около 1930 года, рукопись была переплетена в красную бумагу. Каждая страница размером 36 × 30 см включает библейский текст, примечание о тоне и масору, которые в основном расположены в три столбца по 18 строк. В псалмах и других стихотворениях это расположение смещается на две колонки. Также присутствуют исправления в тексте, которые делает другой писец либо путем соскабливания оригинальных строк с пергамента и их переделки, либо через пергаментные заплаты с правильными формулировками.
В Писаниях рукописи Анана есть некоторое расхождение с тем, что является стандартным для сегодняшней Еврейской Библии. Книга хроник появляется как одна непрерывная книга, а не как две, и она начинает Писания, вместо того, чтобы завершать их. Точно так же книга Эзры и книга Нехемьи объединены в одну.
В целях сохранения еврейского прошлого рукопись Анана почиталась некогда процветающей караимской общиной в течение сотен лет. Караимы отвергают толкования устной Торы, которые, по их мнению, отдаляют верующего от библейского текста. Несмотря на плохие условия хранения, повреждено всего несколько десятков страниц. До того как попасть на полку в синагоге «Мусса‑Дер’и», рукопись Анана находилась с другими (теперь пропавшими без следа) драгоценными рукописями и свитками Торы в синагоге «Дар Симха» до 1967 года. В обеих синагогах она считалась священной и использовалась прихожанами как своего рода амулет. Общины, рассказывает Мейтал, «увенчали эту рукопись верованиями, которые сделали ее святой. Они использовали ее и для учебы, и для получения благословений».
Ученый Готтейл возмущенно описывал условия хранения рукописи, свидетелем которых он стал в 1905 году: «В худшем из возможных состояний находятся рукописи, хранящиеся в ковчеге и в двух боковых шкафах караимской синагоги в Каире. Единственный, который хранился с некоторой осторожностью, — это Кодекс Моисея бен Ашера. Он находился в деревянной коробке со стеклянной крышкой; в нее были засунуты страницы рукописи: слово “засунуты” не преувеличение; коробка недостаточно велика, чтобы разместить страницы должным образом».
С момента своего открытия рукопись Анана хранилась в секретном «безопасном месте».
Следующим шагом, говорит Мейтал, должно стать превращение двухэтажного здания в центральной части Каира в синагоге «Шаар а‑Шамаим» в библиотеку еврейского наследия. Он надеется, что организация «Капля молока» сможет найти достаточно средств для завершения необходимой реконструкции и модернизации системы климат‑контроля здания: с тем чтобы открыть библиотеку уже к лету 2020 года. «Мы намереваемся отремонтировать это место и открыть библиотеку, в которой будет две коллекции. Одна из них будет включать 10–12 тыс. томов, которые уже собраны в Каире, а второй этаж будет посвящен редким документам и рукописям, — подчеркивает Мейтал. — Жемчужиной в короне этого раздела станет рукопись бен Анана».