Новости

Украинский режиссер с помощью редких архивных кадров демонстрирует зрителям Бабий Яр

5 апреля, 16:00 украина
Поделиться

Идя в школу в Киеве, Украина, Сергей Лозница часто задавался вопросом, что же происходит в Бабьем Яре. Он не знал, что именно здесь был убит 33771 еврей во время двухдневной серии убийств в сентябре 1941 года, пишет «The Times of Israel».

«Несмотря на то, что я вырос недалеко от Бабьего Яра и старого еврейского кладбища, которое было полностью разрушено, и в детстве я много раз натыкался на еврейские надгробия во время прогулок, мои родители очень неохотно отвечали на мои вопросы по этому поводу», – вспоминает Лозница. Позже, юношей, Лозница прочитал книгу «Бабий Яр: роман – документ». Фолиант 1966 года помог нарушить тишину вокруг Холокоста на Украине, когда немецкие подразделения и местные коллаборационисты убивали евреев недалеко от их домов в ходе расстрелов на открытом воздухе.

«Люди старались избегать этой темы (Холокоста)», – заявил Лозница «The Times of Israel». «На памятнике, установленном советскими властями в Бабьем Яру, была официальная формулировка – «преступления против советских граждан», – рассказал 56-летний режиссер. В январе Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр» (BYHMC) объявил о планах строительства нескольких зданий на месте засыпанного оврага. Помимо музея памяти евреев, убитых в 1941 году, еще одно сооружение увековечит память 70000 жертв, погибших там до 1943 года.

С 2019 года Лозница сотрудничает с BYHMC по нескольким проектам. Хотя пандемия задержала производство его полнометражного фильма о Бабьем Яре, живущий в Германии Лозница выпустит около двух десятков короткометражных фильмов о Бабьем Яре в ближайшие месяцы. Сегодня, спустя 80 лет после трагедии в Киеве, нет единого мнения, нет нарратива, который позволяет обществу понять и сохранить память об этой трагедии», – заявил Лозница, который использует в нескольких фильмах показания очевидцев.

Две новые короткометражки посвящены попыткам советских властей стереть память о Бабьем Яре, заполнив овраг промышленными отходами. Спустя десять лет после того, как этот процесс начался, огораживающую овраг плотину прорвало, в результате чего «на улицы Киева обрушился сель, погубивший около 1500 человек в замалчиваемом «инциденте на Куреневке» 13 марта 1961 года. В совокупности цикл фильмов называется «Бабий Яр. Контекст». Они начинаются со вторжения Германии на Украину в 1941 году и заканчиваются селевым потоком 1961 года, который Лозница изображает с помощью захватывающих кадров, снятых с вертолетов.

Лозница и раньше рассказывал о Холокосте в своих фильмах, в том числе в документальном фильме 2016 года «Аустерлиц» о посещениях туристами бывших нацистских концлагерей. В 2018 году он стал лучшим режиссером Каннского кинофестиваля за документальный фильм «Донбасс» о конфликте Украины с поддерживаемой Россией Донецкой народной республикой. В интервью «The Times of Israel» Лозница рассказал о своих архивных находках. Он заявил, что его цель – «заставить зрителя «взглянуть в лицо» и «прочувствовать» события и атмосферу того времени, как если бы он был там лично». «Я считаю, что кино способно стимулировать и генерировать такое понимание. Я хочу, чтобы зритель испытал некое сочувствие, которое, в свою очередь, может привести к пониманию того, что произошло. Я продолжаю работать с архивами и постоянно сталкиваюсь с сокровищами, которых раньше никогда не видели – иногда даже историки – специалисты, не говоря уже о широкой публике».

Сред прочего, по словам режиссера, ему удалось обнаружить киносъемку «Киевского процесса» 1946 года, который касался, среди прочего, вопроса о Холокосте на советской территории и высветил контекст, в котором произошла трагедия массовых убийств. Другой своей находкой Лознца назвал полную видеозапись показаний выжившей во время расстрела в сентябре 1941 года Дины Проничевой. «Эта женщина вернулась из ада. Каждое слово, которое она произносит, каждый нюанс ее голоса важен и драгоценен», – отметил он.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции