Тупиковая ситуация в Еврейском музее в Варшаве приближается к разрешению
Долгая тупиковая ситуация с будущей независимостью варшавского музея, посвященного еврейской истории приближается к решающему поворотному моменту после того, как бывший директор – выигравший конкурс на второй срок, но которого популистское правительство Польши отказывается восстанавливать, выразил готовность отказаться от этой работы.
11 февраля Дариуш Стола объявил, что готов отказаться от своего законного права быть директором Музея истории польских евреев POLIN, если будет достигнуто соглашение «о дальнейшем функционировании учреждения» из-за ущерба и «угроз, с которыми он продолжает сталкиваться». Тупиковая ситуация с руководством музея тянется почти год, вызывая беспокойство о будущем одного из самых выдающихся еврейских музеев мира. Некоторые доноры уже приостановили пожертвования, а отсутствие постоянного директора мешает долгосрочному планированию.
Музей, рассказывающий о 1000-летней истории еврейской жизни на польских землях, был расценен как символ того, как молодая демократическая Польша стремится прославить свое мультикультурное прошлое и возродить еврейскую цивилизацию, которая была почти уничтожена нацистской Германией. Создававшийся в течение двух десятилетий, музей открылся в 2013 году, а его постоянная экспозиция в 2014 году. Сегодня его проблемы являются признаком того, как много изменилось при популистском правительстве, готовом пренебречь демократическими нормами – в этом случае его обязательством соблюдать результаты конкурса, который выиграл Стола, – и оскорблять международных партнеров. Однако наибольшую обеспокоенность вызывает то, сможет ли учреждение следовать своим собственным независимым курсом при националистическом правительстве в Варшаве, которое ставит лоялистов, разделяющих его консервативное и патриотическое видение, у руля музеев и других культурных институтов.
Эмиль Шрайвер, председатель правления Ассоциации европейских еврейских музеев, назвал ситуацию «явным примером политического вмешательства в музей, который был очень успешным». Он сказал, что написал министру культуры Польши в надежде убедить его оставить Столу директором, но безрезультатно. «Любой музей должен быть независимой организацией», – заявил «The Associated Press» Шрайвер, который также является генеральным директором Еврейского культурного квартала и Еврейского музея в Амстердаме. «Тот факт, что политический оппортунизм мешает демократическому процессу, является позором». В стране, где большинство музеев полностью контролируются государством, POLIN является уникальным частно – государственным партнерством с тремя соучредителями, которые все еще имеют право голоса в управлении музеем: правительство страны, город Варшава и частная Еврейская историческая ассоциация, представляющая частных доноров, среди которых много американцев.
Стола является выдающимся историком, который руководил музеем с момента открытия выставки в 2014 году до прошлого года, за это время он получил множество наград и привлек сотни тысяч посетителей. Он пользуется поддержкой как города, которым управляет либеральный противник националистического правительства, так и многих доноров, которые говорят, что наличие первоклассного ученого во главе необходимо для того, чтобы музей оставался институтом мирового класса. Первый пятилетний срок полномочий Столы истек в феврале 2019 года. Несмотря на то, что правительство было против продления его полномочий, оно согласилось с другими партнерами провести конкурс и признать его результаты. Стола выиграл конкурс в мае, но министр культуры Петр Глинский отказывается вернуть его. С февраля прошлого года бывший заместитель директора, Зигмунт Степинский, исполнял обязанности директора. Но согласно уставу музея, исполняющий обязанности директора может служить только один год, и его срок подходит к концу в конце этого месяца.
Стола не поладил с польскими властями из-за того, что критиковал некоторые аспекты их политики — в том числе законы, которые предоставили правительству почти полный контроль над судебной системой – изменения, которые встревожили Европейский Союз – и закон о Холокосте в 2018 году, который некоторые рассматривали как попытку обеления истории, вызвавший крупную дипломатическую ссору с Израилем и США. Ситуация встревожила многих благотворителей музея, в том числе Тэда Таубе, который родился в Кракове в 1931 году и сумел избежать Холокоста, уехав из Польши за несколько месяцев до вторжения Германии в Польшу в 1939 году.
Успешный инвестор в недвижимость в районе Сан-Франциско Таубе вложил миллионы долларов в POLIN, и получил миллионы от других американских доноров. Таубе вложил свою энергию и деньги в POLIN и другие еврейские проекты возрождения в Польше, потому что он обеспокоился тем, что Холокост вытеснил общее понимание предыдущих веков еврейского образования и культуры в Польше, которая когда — то была домом самой большой еврейской общины Европы и насчитывала 3,3 миллиона человек до Холокоста. Он назвал Столу, католика, «самым выдающимся ученым и директором, которого мы когда-либо могли получить для этого музея».
«Он был ответственен за все позитивные вещи: награды, невероятную посещаемость, он звезда, и мысль, что мы избавимся от звезды, которая заставила все это случиться, ошеломляет», – говорит Таубе. «Музей существует для того, чтобы быть образовательным учреждением, который не может контролироваться внешней стороной. Как только он теряет свою независимость, вся его работа в области просвещения становится очень подозрительной», – подчеркнул Таубе. «Вы не можете лишить музей его независимости и ожидать, что он будет служить общественным интересам и сохранит общественное доверие».