Новости

Суд оштрафовал историка за заявления о лесбийском романе выжившей во время Холокоста

22 декабря 2020, 15:00 Холокост
Поделиться

Немецкий суд оштрафовал историка из Уорикского университета на 4000 евро (3675 фунтов стерлингов) за нарушение судебного запрета, вынесенного судом по поводу утверждений о том, что у еврейки, заключенной в концлагерь, был лесбийский роман с охранницей из СС. Этот иск последовал за решением окружного суда Франкфурта в апреле о том, что доктор Анна Хайкова, доцент современной истории континентальной Европы, оскорбила достоинство женщины, заявив, что у нее были сексуальные отношения с нацистской охранницей во время заключения в концентрационных лагерях, сообщила «The Guardian».

Постановление запретило Хайковой использовать полное имя или фотографию выжившей во время Холокоста в контексте утверждения о том, что у нее были сексуальные или лесбийские отношения с охранницей, без разрешения дочери. Женщина умерла 10 лет назад. Адвокат дочери погибшей сказал, что штраф был наложен, потому что в Интернете остались материалы Хайковой, нарушающие этот судебный запрет. Тем временем другая выжившая во время Холокоста, заявила «Guardian», что никогда не видела ничего, что свидетельствовало бы о сексуальных отношениях между ее бывшей сокамерницей и охранницей.

Женщина, известная под псевдонимом «Лейзе», сказала, что была свидетельницей всех встреч между охранницей и другой заключенной, которую условно обозначают как «Герду», чья двухъярусная кровать находилась напротив ее собственной в лагере. «Когда охранница приходила по вечерам, она сидела на койке Герды спиной ко мне, – сказала она. «Я видел ноги Герды. Они говорили и иногда смеялись. Охранница уходила до того, как гасили свет». Лейзе ранее описала эти встречи между двумя женщинами в мемуарах о собственном опыте Холокоста.

В своем исследовании квир-истории Холокоста Хайкова утверждала, что свидетельские показания выживших в лагерях и юридические документы из судебного процесса над охранницей предполагают, что у двух женщин могли быть лесбийские или квир-отношения, принудительные или добровольные. Но она признает, что точных доказательств этого нет. Согласно исследованию Хайковой, гомосексуальные отношения в концентрационных лагерях были стерты или опущены в исторических документах из-за гомофобии. Лейзе признала, что такие отношения «не были чем-то неслыханным, но в случае Герды это неправда». «Заключенная не могла позволить себе отказать надзирательнице, которая интересовалась ею», – сказала она. «Ты надеешься, что она поможет тебе устроиться на более легкую работу и, может быть, украдкой принесет немного еды. Немыслимо, чтобы Герда отказалась от встреч с надзирательницей».

Лейзе отметила, что отношения женщин были предметом «щекотливых сплетен» некоторых заключенных в лагере, но подчеркнула, что сплетники не жили в одной комнате с Гердой и не знали о встречах из первых рук. Но она считает, что охранница была влюблена в Герду, потому что, когда заключенную перевели в другие лагеря, последним из которых был Берген-Бельзен, охранница последовала за ней. Именно здесь, ближе к концу войны, Лейзе снова увидела двух женщин. «Мы сидели на деревянном полу в бараке без кроватей, без еды и без воды, полные вшей и ждали смерти. Нас бросили сотрудники лагеря, заперли и оставили умирать. Было очень странно, что охранница решила прийти и погрузится в этот ужас. Я думал, что она, должно быть, очень любила Герду». Лейзе сказала, что Хайкова никогда не связывалась с ней, но сказала, что, по ее мнению, историк должен знать о ее мемуарах о Холокосте.

Согласно конституции Германии, репутация человека защищена от клеветы и после его смерти. Дочь Герды обратилась в Уорикский университет, предлагая изучить показания, которые, по ее мнению, подтверждают, что между ее матерью и охранницей никогда не было никаких физических или сексуальных отношений. Дочь добавила: «Тот факт, что д-ру Хайковой не удалось взять интервью у одного из немногих живых переживших Холокост, которые стали свидетелями событий, которые она исследовала, был необъясним. Я была очень разочарована и зла на то, что она не провела свои исследования профессионально и причинила мне столько боли и страданий».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции