Спустя четыре десятилетия после Кэмп-Дэвида египтяне по-прежнему холодно относятся к Израилю
Спустя сорок лет после подписания соглашений в Кэмп-Дэвиде Египет и Израиль живут в непростом мире.
«Между нами и израильским народом существует психологический барьер», – сказал египетский экс-депутат Мохаммед Анвар Садат, племянник бывшего президента Анвара Садата. Мохаммед Садат с гордостью хранит фотографию покойного дяди в своем Каирском офисе. Тогдашний глава Египта рисковал всем, достигнув мира с Израилем в резиденции президента США Кэмп-Дэвиде 17 сентября 1978 года. Соглашения, закрепленные в мирном договоре 1979 года, привели к тому, что Египта, стал гнушаться остальной арабский мир. Сам Садат был убит 6 октября 1981 года. Покойный президент «обладал большим мужеством и видением будущего», – сказал его племянник. Но мир, по его словам, «всегда был холодным».
Хотя многие египтяне приветствуют отсутствие войны, они по-прежнему враждебно относятся к Израилю. «Признание Египтом полной дипломатической и политической нормализации» не привело к «культурной или народной нормализации», – сказал Мустафа Камал Сайед, профессор политических наук Каирского университета. Этот непростой, но стабильный статус-кво отражается на улицах Каира, где многие выражают свою антипатию в отношении Израиля и к политике своего соседа по отношению к палестинцам.
«Нормализация не получила поддержки из-за событий, связанных с палестинцами», – сказал сотрудник банка Мохаммед Оуссам. Он сказал, что не может забыть о бомбардировке Израилем «школ и лагерей беженцев» во время гражданской войны в Ливане с 1975 по 1990 год. «Израильтяне не придерживаются принципов мира с палестинцами или арабами», – сказал Мохаммед. Это мнение также разделяет Ислам Эмам. «Мы говорим о мире, нормализации – а они убивают наших братьев и забирают их землю», – сказал он, имея в виду палестинцев. Он обвиняет израильское правительство, а не его граждан. «В конце концов, никто по-настоящему не выбирает свое правительство», – сказал он.
Вражда к Израилю часто проявляется в ходе спортивных соревнований. Египетский и ливерпульский футбольный мэтр Мохамед Салах подвергся критике дома за участие в матче Лиги чемпионов в Израиле в 2013 году, когда он сыграл в швейцарском «Базеле». Салах сказал, что он не принимал политических решений. Три года спустя египетский олимпиец по дзюдо Ислам Эль Шехаби отказался пожать руку израильскому сопернику Или Сассону на Играх в Рио – этот жест смутил египетские власти.
Писатель и переводчик Наэль эль-Тухи сказал, что любой египтянин, который обращается к израильтянам, испытывает сильное давление. Израиль – это горячая тема для египетских ток-шоу, гарантирующая, что дебаты будут такими же жаркими, как и вопрос о правах гомосексуалистов. Согласно официальным данным, более 65 процентов египтян, живущих сегодня, еще не родились, когда состоялся Саммит в Кэмп-Дэвиде. Но египетское общественное неприятие Израиля является постоянным. Это сказывается и на национальной политике, несмотря на десятилетия официальных дипломатических связей.
В марте 2016 года египетский депутат Тауфик Окаша заплатил высокую цену за приглашение посла Израиля на ужин к себе домой. Обвиняемый в обсуждении вопросов, связанных с национальной безопасностью, он был изгнан из парламента большинством в две трети голосов. Даже важнейшая туристическая отрасль страны является жертвой «холодного мира» – из 3,9 млн туристов, посетивших Израиль в 2017 году, только 7200 были из соседнего Египта.