Собиборский фотоальбом воссоздает нацистский лагерь смерти, известный восстанием заключенных 1943 года
Когда немецкие организации на прошлой неделе опубликовали новые фотографии, сделанные в нацистском лагере смерти Собибор, внимание СМИ сосредоточилось на очевидном присутствии покойного Джона Демьянюка на двух изображениях. Даже помимо того, что они служат потенциальным доказательством, связанным с так называемым «дьяволом по соседству», фотографии Собибора дают историкам новые подробности о Холокосте и его виновниках.
Часть сооружений, предназначенных для убийства, видны на нескольких фотографиях, и, по мнению экспертов, личная жизнь немецких преступников – как мужчин, так и женщин – была запечатлена в новых деталях. «Трудно переоценить важность этой коллекции», – говорит историк Эдна Фридберг из американского Мемориального музея Холокоста (USHMM). «Фотографии расширяют и укрепляют наши знания о реализации «Окончательного решения»», – сказала она «The Times of Israel». На этой неделе в Германии была опубликована книга, содержащая около 80 новых изображений Собибора. Пока только несколько фотографий были опубликованы в средствах массовой информации, в том числе панорамный снимок лагеря, сделанный со сторожевой башни. Фотографии являются частью коллекции, подаренной USHMM внуком Иоганна Ниманна, заместителя коменданта Собибора. Ниманн был первым офицером, убитым еврейскими заключенными во время восстания 1943 года, которое позволило десяткам заключенных пережить войну.
В отличие от Аушвица-Биркенау, лишь немногие евреи, привезенные в Собибор, были отобраны для временного выживания на принудительных работах. В этом альбоме Ниманн задокументировал свою карьеру от участия в программе эвтаназии «Т4», направленной против немцев – инвалидов, до своего поста второго человека в Собиборе. Менее чем за два года работы лагеря более 200000 евреев – в основном из Польши и Нидерландов – были убиты в его нескольких газовых камерах. На некоторых фотографиях показаны экскурсии офицеров СС из Собибора в Германию. Жены и подруги эсэсовцев появляются, например, на автобусной экскурсии в Потсдаме. В Собиборе местные женщины изображены во внутреннем дворике офицерской столовой с пивом и вином.
«С этими фотографиями мы видим многих известных преступников так, как никогда не видели раньше», – говорит Фридберг. «Мы можем посмотреть на их язык тела и почувствовать их непринужденность. Эти люди продвигались по служебной лестнице, и система привлекала этих людей». По словам историка, происхождение альбома Ниманна также очень занимательно. После того, как Ниманн был убит во время восстания, устроенного еврейскими заключенными Собибора, его вещи были возвращены его жене в Германию. Среди предметов были два фотоальбома убитого нацистского офицера. Хотя в лагерях смерти было запрещено фотографировать, Фридберг считает, что подобные альбомы создавались и другими эсэсовцами, но были уничтожены после войны. В конце концов, преступникам все еще приходилось беспокоиться о том, что их фотографии могут быть обнаружены и использованы в суде.
Однако для семьи Ниманна не было необходимости уничтожать альбом. «В этом смысле, – отметила Фридберг, – смелые евреи, участвовавшие в восстании, так сказать, дали нам альбом». Альбом имеет сходство с так называемым «Альбомом Лилли Якоб» из Освенцима-Биркенау и альбомом «Лучшие годы», приписываемым коменданту Треблинки Курту Францу.
«Самая важная фотография»
Несколько фотографий в новой «Коллекции преступников Собибора» выделяются для демонстрации аспектов трех лагерей смерти «Операция Рейнхардт», из которых Собибор был наиболее удаленным. На одной фотографии около двух десятков охранников украинского происхождения, включая, кажется, Демьянюка, растянулись на земле, их винтовки направлены вверх. Сооружения, использовавшиеся для геноцида также видны на заднем плане. Десять лет назад израильский археолог Йорам Хайми раскопал похожую на трубу тропу, по которой евреев загоняли из раздевалок в газовые камеры, цинично прозванную «Дорога в небеса». Обнаружив места, где когда-то стояли столбы забора, карта Хайми соответствовала свидетельствам о тропинке, которая выгибалась прежде чем достичь газовых камер. Эта кривая в сочетании с замаскированным ограждением «трубы» помогала сбить с толку жертв и скрыть процесс от наблюдателей.
По словам Хайми, чьи два дяди были убиты в Собиборе, «самая важная фотография» в публикации — это фотография, где изображена надпись «SS Sonderkommando» над воротами. На изображении видны два охранника. Хотя некоторые назвали это воротами в часть Собибора, отведенную для убийств, или Лагерь III, Хайми говорит, что это неправильно. «Мы провели раскопки прямо там и нашли место, где были установлены эти два столба», подчеркнул Хайми.
По словам Хайми, есть несколько ошибок в подписях к новым фотографиям Собибора распространяемым по всему миру. Например, одним из самых потрясающих снимков является снимок лагеря, сделанный с вышки охранника. По словам Хайми, так называемая «рампа», на которую евреи выходили из поездов, была помечена как находящаяся ближе к правому концу жилого комплекса для немецких офицеров или «переднего лагеря». На самом деле, сказал Хайми, рампа была расположена слева от этих зданий, за характерной крышей «Воробьиного гнезда». Сегодня зелено – коричневое здание — это все, что осталось от очаровательного «переднего лагеря», принадлежащего собиборскому немецкому штабу СС. Хайми также считает, что фотография Ниманна на лошади не была сделана на рампе, как указывается в подписи. «Ниманну было бы слишком рискованно фотографироваться там», – сказал Хайми.
По сути, сказал археолог, Ниманн не стал бы создавать доказательство того, что он был заместителем командира в месте, куда приходил транспорт. Вместо этого, отмечает Хайми, вполне вероятно, что фотография была сделана на ферме к западу от лагеря, где выращивали свиней, уток и гусей. По словам Хайми, здание позади Ниманна кажется необычным по сравнению со зданиями, которые располагались за рампой.
«Вы видите, что они наслаждались»
Ключевой задачей раскопок Хайми в Собиборе было создание окончательной карты расположения лагеря, так как сегодня сохранилось только одно строение — так называемое «Воробьиное гнездо». Хотя немцы демонтировали объекты для убийства спустя несколько недель после восстания в октябре 1943 года, они не уничтожили свой безмятежный «передний лагерь». Они также не убрали другие ключевые аспекты лагеря в целом, сказал Хайми.
В августе 1944 года Красная Армия сфотографировала территорию Собибора и опросила очевидцев. В «переднем лагере» все еще оставались неповрежденные здания, хотя другие были разобраны до кирпичных дымоходов. Ограждение вокруг рампы было на месте, как и небольшие строения, где размещались охранники, напоминающие телефонные будки. Фотографии из российского доклада также показывают груды костей, женские волосы и детские коляски. Как показывают эти фотографии и интервью на месте, немцы не демонтировали Собибор и тщательно не перепахивали его землю в 1943 году.
«Как и серия русских фотографий, сделанных в 1944 году, «Коллекция собиборских преступников» помогает нам лучше понять карту лагеря, сказал Хайми. Например, широкоугольная сторожевая башня показывает, что почти все послевоенные карты лагеря I, где жили еврейские заключенные, работавшие на СС, – ошибочно располагали ряд зданий слишком близко к забору. Для Хайми фотография была подтверждением того, что продемонстрировали его собственные раскопки, а именно отсутствия бараков там, где они должны были находиться согласно этим картам. По словам Хайми, недавно опубликованная фотография проясняет несколько других моментов. «Вы можете видеть, что немцы не хотели, чтобы бараки для заключенных находились слишком близко к забору», – сказал Хайми. «Они не могли рыть туннели и убегать. И для немцев было безопаснее иметь такое разделение».
По словам Хайми, фотография со сторожевой башни также совпадает с тем, что сказала выжившая Сельма Энгель в интервью о «переднем лагере» СС. «Вы видите красивые дома и сады, как будто вы приехали в отель», – сказал археолог. Для Хайми коллекция фотографий демонстрирует мышление офицеров Собибора. «Мы всегда слышали, как преступники говорили, что они только исполняли приказы», – сказал Хайми. «Но на этих фотографиях вы можете видеть, что они наслаждались и чувствовали себя непринужденно всего в 100 метрах от газовых камер».
С 2017 года в Собиборе строятся музей и центр для посетителей. Перед началом строительства поле братских могил было покрыто измельченным белым мрамором. Были предприняты шаги по сохранению фундаментов газовых камер, раскопанных Хайми и его польским партнером по раскопкам Войтеком Мазуреком. По словам пресс-секретаря Государственного музея в Майданеке, некоторые фотографии из альбома Ниманна будут частью постоянной экспозиции нового музея Собибор. В течение многих лет музей Майданека руководил развитием музея в Собиборе, в том числе раскопками и продолжающимся строительством туристических объектов. Музей Собибора, который откроется в 2021 году, будет содержать сотни артефактов, найденных Хайми и Мазуреком, в том числе именные бирки убитых детей, ювелирные украшения и сувениры, приобретенные жертвами во время поездок за границу.