Новости

Шпионы, контрольно-пропускные пункты и драма из мыльной оперы делают «Тель-Авив в огне» ужасно смешной комедией о конфликте

2 августа 2019, 17:00 Кино
Поделиться

В «Тель-Авиве в огне» главный герой каждый день путешествует между Рамаллахом и Иерусалимом. В палестинском городе Салам работает помощником режиссера на съемочной площадке уморительно клишированного телевизионного сериала (в честь которого и назван фильм), действие которого разворачивается в преддверии войны 1967 года и который рассказывает о палестинском секретном агенте, пытающемся заманить израильского военного офицера в «медовую ловушку». В Иерусалиме молодой человек пытается свести концы с концами и безуспешно надеется убедить свою бывшую девушку дать ему второй шанс.

Каждый день по дороге на работу, Салам проходит через израильский контрольно-пропускной пункт, где он заводит дружбу с израильским офицером Асси. У офицера есть свои причины шантажировать Салама для изменения сценария, чтобы героиня влюбилась в израильтянина, которого она пытается завербовать. В фильме, официальный показ которого в США стартует 2 августа, постоянное перемещение туда-сюда символизирует два мира, между которыми путешествует Салам, часто не очень гладко. Он «пойман в ловушку этой политической реальности, когда все, что он хочет сделать, это пройти», заявил на JTA прошлой неделе режиссер и соавтор сценария фильма Самех Зоаби.

Фильм уже получил несколько наград, в том числе звание лучшего фильма на фестивале в Хайфе и международном кинофестивале в Сиэтле. 44-летний Зоаби знает, каково это путешествовать между двумя мирами. Кинорежиссер, который говорит на арабском и иврите, вырос в Иксале, деревне израильских арабов на севере, а затем изучал кино в Тель-Авивском университете. «Всегда возникает вопрос, когда вы снимаете фильм или пишете сценарий: фильм, который вы снимаете или сценарий, который вы пишете, он слишком пропалестинский или слишком произраильский?», – сказал он JTA в Quad Cinema в центре Нью-Йорка после пресс-показа его фильма. Зоаби, который живет в Бруклине и преподает режиссуру и сценарий в Нью-Йоркском университете, рассматривал эту тему в двух своих предыдущих полнометражных фильмах.

Его фильм 2010 года «Человек без мобильного телефона» рассказывает о молодом палестинце, живущем в Израиле, чей мобильный телефон — используемый главным образом для флирта с женщинами — вызывает тревогу как у его отца, так и у израильских властей. В «Под тем же солнцем», выпущенном в 2013 году, два бизнесмена, один израильтянин и один палестинец, работают вместе, чтобы создать компанию по производству солнечной энергии, несмотря на сопротивление со стороны окружающих. Но Зоаби чувствует, что на его последний фильм откликаются по-другому, потому что реальность в регионе стала еще более напряженной. «Никто не видит решения, и руководство не принимает никаких мер, поэтому комедия становится способом заставить людей смеяться над ситуацией, но также и вновь участвовать в ней», – сказал он.

Фильм снят кинокомпаниями из четырех стран: Израиля, Люксембурга, Франции и Бельгии. Несмотря на то, что его действие происходит в Рамаллахе и Иерусалиме, большая часть фильма была снята в Люксембурге. Зоаби говорит, что съемки большей части фильма в Европе заставили его еще больше сфокусироваться на визуальных эффектах — реквизите, мебели, освещении — чтобы убедиться, что чувство аутентичности все еще присутствует. «Всегда существует тенденция когда речь идет о фильмах из нашего региона, что вы должны быть аутентичными, cinéma vérité», – сказал он. Во время съемок в Европе: «я понял, что на самом деле все наоборот. То, что вам нужно создать на экране, – это чувство, ощущение места».

Несмотря на множество юмористических сцен фильма, Зоаби не хотел уклоняться от освещения палестино-израильского конфликта и его последствий. Есть сцена, в которой Салам и Асси обсуждают сценарий последнего эпизода сериала в офисе Асси на контрольно-пропускном пункте, когда два солдата входят в комнату с палестинским мальчиком в наручниках. «Это был момент, когда вы внезапно позволили зрителям, подобно персонажам, жить в пузыре, где возможно сосуществование», – сказал Зоаби. Вставить реальность конфликта в виде сцены с мальчиком – «это один из способов прорвать этот пузырь». Тем не менее, фильм не просто рассказывает о препятствиях на пути к миру. В конечном итоге Зоаби надеется, что зрители уйдут с надеждой на будущее.

В итоге Саламу удается найти способ объединить двух любителей мыльных опер в неожиданном финале. «Я думаю, что важно, чтобы люди знали, что это свежий взгляд, который стремится преодолеть раскол, – сказал Зоаби, – и фильм, напоминающий людям, как мы можем двигаться вперед, для того чтобы решить сложившуюся ситуацию».

jta.org

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции