Новости

Самая важная история Холокоста о которой никогда не рассказывали

22 июля 2018, 16:00 Кино
Поделиться

Это заняло 70 с лишним лет, но то, что, возможно, является самой важной историей Холокоста, о которой никогда не рассказывалось, раскрывается в докудраме в эти выходные, на Фестивале еврейских фильмов в Сан-Франциско.

«Кто будет писать нашу историю» — это история о мужчинах и женщинах, которые создали архив «Ойнег Шабес», кладезь когда-то скрытых документов, эссе и репортажей, которые в реальном времени описывали, как выглядела жизнь и смерть в оккупированном нацистами Варшавском гетто. Звезда фильма, если можно так выразиться, – Эмануэль Рингелблюм, польско-еврейский историк и общественный деятель, который руководил секретным проектом с чувством выполнения священной миссии.

Весной этого года в Варшаве в Музее истории польских евреев «Полин» прошла мировая премьера фильма, посвященная 75-летию восстания в гетто. Книга 2007 года историка Самуила Д. Кассова, с тем же названием «Кто будет писать нашу историю?», на которой основан фильм, получила признание критиков, но не была популярным бестселлером. Затем, случайно, режиссер Роберта Гроссман прочитала рецензию на книгу в «The New Republic» и решила, что ей нужно превратить книгу в фильм.

С помощью сотрудников Рингельблюм охватывал своими наблюдениями все гетто, привлекая к проекту около 60 писателей, ученых, учителей, общественных активистов, раввинов, бедных ремесленников, богатых бизнесменов и даже детей. Когда их существование выглядело обреченным, они спрятали архив в двух больших алюминиевых бидонах для молока и в жестяных коробках числом до 20 штук. Рингельблюм в буквальном смысле использовал идишский термин «Ойнег Шабес», «радость субботы», как кодовое имя, потому что традицией его сотрудников стали встречи по субботам. Среди них была журналистка Рахель Ауэрбах, которая играет заметную роль в фильме.

Рингельблюм попросил ее помочь устроить кухню с супом и написать то, что она наблюдала. Первоначально она отказала ему, потому что, как и многие представители еврейской интеллигенции, она планировала бежать из разрушенной войной Варшавы. Но она осталась после того, как Рингельблюм сказал ей: «Не каждому разрешено бежать».

Несмотря на то, что архив был обнаружен в обломках Варшавы после войны, задача принести эту историю в мир была сложной. Один из трех тайников так и не был найден. Просачивание воды уничтожило много бумаг, которые были написаны чернилами. Из тысяч фотографий, хранящихся в архиве, осталось только 70. Поскольку документы, эссе, стихи и журналистика были написаны на идишском, польском или немецком языках, многие из которых были переписаны неразборчивым почерком, перевод шел черепашьим темпом. Еще одним препятствием было финансирование.

Тем не менее, в этом году также завершается долгожданная публикация архива в книжной форме, всего 36 томов. Поскольку проектом руководит Еврейский исторический институт в Варшаве, также известный как Еврейский исторический институт Эмануэля Рингелблюма, первое издание – вышло только на польском языке. Уже несколько лет ведется подготовка к английскому изданию.

Гроссман сказала, что докудрама, в которой снимались польские актеры и одним из исполнительных продюсеров которой была сестра Стивена Спилберга, Нэнси Спилберг, будет выпущена на еврейские кинофестивали, более 100 во всем мире, хотя даты пока не объявлены. Когда показы будут утверждены, на странице фильма в Фейсбуке будет объявлена дата выхода фильма в прокат.

Планируется также ограниченный показ в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и других возможных городах. Фильм также был предоставлен NDR и ARTE, немецкому и французскому телеканалам сети, соответственно, сказала Гроссман, где он будет транслироваться в следующем январе в День памяти жертв Холокоста.

tabletmag.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции