Новости

Рене Слоткин, один из немногих выживших «близнецов Менгеле», умер в возрасте 84 лет

18 июля 2022, 09:00 некролог
Поделиться

Будучи учителем физкультуры в ортодоксальной школе для мальчиков в Нью-Йорке, Рене Слоткин часто носил рубашки с короткими рукавами, оставляя вытатуированные на руке цифры видимыми для всех, кто его видел, пишет журналистка JTA Джеки Хайнденберг.

Его история выживания во время Холокоста была примечательна: Слоткин и его сестра были среди 200 пар близнецов, переживших ужасные эксперименты печально известного нацистского врача Йозефа Менгеле в Аушвице, а затем воссоединились через шесть лет после разлуки. История Слоткина, которую он рассказывал и пересказывал, в том числе в фильме о своей семье, никогда не покидала умы его собратьев по общине «Охаб Цедек», синагоги Верхнего Вест-Сайда, расположенной в квартале от его дома, где он каждое утро изучал Талмуд вплоть до последних лет.

«Меня до сих пор поражает, что человек, видевший столько ужасов и разрушений, не только цеплялся за свою веру и убеждения, но и делал это со счастьем и благодарностью», — написал Джонатан Филд в «Jewish Link» 15 июля о своем собрате по общине, который умер 10 июля в возрасте 84 лет.

Рене Гуттман родился в 1937 году в Теплице-Санове, Чехословакия. Рене было всего 3 года, когда он и его сестра-близнец Ирен были депортированы в Терезиенштадт вместе с их матерью Итой в 1941 году. (Их отец Герберт был отправлен в Аушвиц в 1940 году и умер там.) Два года спустя их перевезли в Аушвиц, где их мать была убита, а близнецы были разлучены и подвергнуты жестокому обращению со стороны печально известного нацистского врача Йозефа Менгеле.

Жизнь и уроки Слоткина

После освобождения лагеря Рене был репатриирован в Чехословакию и жил в двух семьях. Ирен, которую изначально поместили в христианскую семью в Освенциме, Польша (город, где расположен Аушвиц), в конечном итоге нашел Объединенный распределительный комитет, который хотел вернуть ее в еврейскую семью. Ирен и еще один выживший стали «детьми с плаката» инициативы «Rescue Children Inc.» и были доставлены в Нью-Йорк, где их сфотографировали для журнала LIFE. Вскоре после этого Ирэн была удочерена семьей Слоткиных на Лонг-Айленде.

После того как Ирен сообщила своим приемным родителям, что у нее есть брат-близнец, Слоткины наняли частного сыщика, чтобы тот разыскал его в Европе. В редкой истории воссоединения Рене был усыновлен Слоткинами в 1950 году. Ему было 12, и он не видел свою сестру шесть лет — половину их жизни.

В «Рене и я», документальном фильме 2005 года о жизни Ирен, Слоткин вспомнил тот момент воссоединения. «На самом деле, в ту ночь, когда я приехал в Америку и мы впервые увидели друг друга, мы ничего не сказали. Мы просто смотрели друг на друга», — рассказал он. «Не было ни бега друг к другу, ни объятий, ни поцелуев. Ничего подобного. Это все, что я помню о той ночи».

После колледжа Слоткин поступил на службу в Национальную гвардию, где дослужился до звания сержанта и семь лет служил в запасе. Он был одним из немногих выживших в Аушвице, служивших в вооруженных силах США, и он также был необычен тем, что носил кипу и соблюдал шабат во время службы. Он вспомнил, как был шокирован тем, что его сослуживцы – военнослужащие мало что знали об иудаизме. И что они не узнали цифры на его руке как татуировку из концлагеря — они предположили, что это номер социального страхования или номер телефона. Первый сын Рене родился, когда он служил в армии, и до развода у него и его первой жены было еще двое детей. Несколько лет спустя он женился на учительнице Джун Слоткин, от которой у него родилась дочь.

Слоткину и его сестре потребовалось почти четыре десятилетия, прежде чем они начали открыто говорить о своем опыте во время Холокоста. В 1985 году они отправились в Яд Вашем, израильский мемориал жертвам Холокоста, в Иерусалиме, чтобы принять участие в инсценированном суде над Йозефом Менгеле, посвященном жестокому обращению с близнецами, в котором участвовал охотник за нацистами Симон Визенталь. Тело Менгеле было обнаружено в Бразилии год спустя. Он утонул в 1979 году. В более поздние годы Слоткин работал волонтером в лагере Шарон в Таннерсвилле, штат Нью-Йорк, где преподавал столярное мастерство и физкультуру, а также рассказывал детям о Холокосте и о том, что значит выжить.

«Я хочу, чтобы дети знали, как я ценю жизнь сегодня», — заявил он в «Рене и я». «Я рассказываю им то, чему я научился, и то, что я считаю ценным, — это то, что следует передать». В 1990-х годах у Ирен развился рассеянный склероз, который она и ее брат приписали жестокому обращению с ней, когда она была «близнецом Менгеле» — они подозревали, что она подвергалась «экспериментам», а Рене был «контрольной группой». Ирен умерла в 2019 году. «Мне очень, очень повезло, что я «выскочил»», — заявил Слоткин в интервью 1997 года. «У меня есть то, что я считаю истинным богатством. У меня есть жена, которая любит меня, которую я люблю. У меня есть семья. Я состою в синагоге, я член общины. У меня хорошие друзья, я вроде бы здоров». Он добавил: «Но потом есть немного пустоты». У Рене осталась жена Джун, которую он назвал «лучшей женщиной в мире»; его четверо детей, Зеббе, Дэвид, Корри и Миа; 11 внуков и правнук. Панихида состоялась 10 июля в синагоге «Охаб Цедек».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции