Прокуроры Нью-Йорка вернули две картины, изъятые нацистами, наследникам жертвы Холокоста
Прокуроры Нью-Йорка 19 января вернули два произведения искусства, которые, по их словам, были изъяты нацистами у артиста и коллекционера – еврея, убитого во время Холокоста, сообщает «Associated Press».
Произведения искусства были отданы музеями Питтсбурга и Огайо, но прокуратура все еще борется в суде за возвращение третьей работы того же художника, австрийского экспрессиониста Эгона Шиле, которая была конфискована в то же время из музея в Чикаго. 19 января на Манхэттене семья жертвы Холокоста Фрица Грюнбаума приняла «Мужской портрет», переданный Художественным музеем Карнеги, и «Девушку с черными волосами», переданную Мемориальным художественным музеем Аллена в Оберлин-колледже.
Прокуроры в совокупности оценили обе картины примерно в 2,5 миллиона долларов. Десять работ Шиле уже возвращены семье, но «Русский военнопленный» остается в Чикагском институте искусств, который утверждает, что он был приобретен законным путем.
Грюнбаум был сыном арт-дилера-еврея и студентом юридического факультета, который начал выступать в кабаре Вены в 1906 году. Когда нацисты пришли к власти, он высмеивал их, однажды сказав на затемненной сцене: «Я ничего не вижу, ровным счетом ничего; должно быть, я окунулся в национал-социалистическую культуру». В 1938 году он был схвачен нацистами. Прокуроры Манхэттена утверждают, что нацисты заставили его дать доверенность жене, а затем заставили ее передать произведения искусства, в том числе около 80 работ Шиле, нацистским чиновникам. По их словам, часть произведений искусства была продана для финансирования военных действий нацистов.
Элизабет и Фриц Грюнбаумы погибли в концентрационных лагерях. Прокуроры утверждают, что картины вновь появились в 1956 году в Швейцарии в рамках теневой арт-сделки с членами нацистского режима, в результате которой они были проданы в галереях Нью-Йорка. 19 января один из наследников Грюнбаума поблагодарил руководителей Оберлин-колледжа и Института Карнеги, заявив, что они «поступили правильно». «Это победа справедливости и память о храбром художнике, коллекционере произведений искусства и противнике фашизма», — заявил Тимоти Рейф, внучатый племянник Грюнбаума и федеральный судья в Нью-Йорке, в заявлении, опубликованном офисом Окружного прокурора Манхэттена Элвина Брэгга. «Как наследники Фрица Грюнбаума, мы рады, что этот человек, который боролся за то, что было правильно в свое время, продолжает делать мир более справедливым».
В 2018 году судья Нью-Йорка постановил, что две другие картины Шиле должны быть переданы наследникам Грюнбаума в соответствии с Законом о возвращении экспроприированного во время Холокоста имущества, принятым Конгрессом. В этом случае арт-дилер Рихард Надь заявил, что он является законным владельцем работ, поскольку невестка Грюнбаума продала их после его смерти. Но судья по делу постановил, что нет никаких доказательств того, что Грюнбаум передал их ей добровольно, написав, что это была «подпись под дулом пистолета». Однако Чикагский институт искусств это оспаривает. Он утверждает, что «Русский военнопленный», рисунок карандашом и акварелью, был приобретен законным путем. «Мы провели обширное исследование истории происхождения этой работы и уверены в том, что она законно принадлежит нам», — заявила пресс-секретарь Чикагского института искусств Меган Мичиенци.
Мичиенци указала на предыдущее постановление другого федерального судьи от 2010 года, которое, по ее словам, «прямо постановило, что коллекция произведений искусства Грюнбаума «не была изъята» и «осталась во владении семьи Грюнбаум» и была продана невесткой Фрица Грюнбаума». Рейф и его родственники боролись в отдельном федеральном гражданском суде за возвращение работы. Чикагский институт искусств выиграл дело в ноябре по техническим причинам, успешно доказав, что, в отличие от дела Надя, семья пропустила срок подачи иска в соответствии с Законом о возвращении экспроприированного во время Холокоста имущества. После того как это дело было прекращено, в начале этого месяца офис Брэгга обратился в суд Манхэттена с просьбой разрешить возврат рисунка.