Новости

Премьер-министр Албании рассказал «Post» о древнем законе, признающем шабат

5 июля 2023, 16:00 Албания
Поделиться

Албания, страна в Юго-Восточной Европе, которая очаровывает своей богатой историей, потрясающими пейзажами и яркой культурой, также является домом для микроскопической еврейской общины, насчитывающей около 45 евреев, пишет журналист «The Jerusalem Post» Цвика Кляйн.

И даже при этом Албания вкладывает время и средства в рассказ о своей уникальной еврейской истории и в укрепление связей с Израилем. «Я действительно верю, что этот эпизод нашей истории, когда Албания спасла евреев, является важной частью нашей ДНК как нации», — заявил «The Jerusalem Post» премьер-министр Албании Эди Рама во время визита в Израиль на прошлой неделе. Он объяснил, что этим периодом «нужно дорожить и очень хорошо дорожить. Я хочу, чтобы наше следующее поколение знало свое прошлое, потому что наши деды сделали нечто совершенно ошеломляющее, встав на защиту евреев».

Рама дважды посещал Израиль в качестве премьер-министра, но еще больше раз в частном порядке в рамках личных семейных каникул, как он это сделал на прошлой неделе. Премьер-министр рассказал, что евреи прибыли в Албанию в четыре разных периода времени, начиная со 2 в. н.э. «Они даже создали город под названием Иерихон. Мы называем его Орикум, и он был основан евреями». Считается, что Саранда, ранее известная как Орикум, была местом расположения самой ранней синагоги Албании, построенной в 4 или 5 веке. Считается, что эта синагога была построена потомками евреев, поселившихся на южном побережье Албании около 70 г. н.э. Однако в 6 веке синагогу заменила церковь. В 11 и 12 веках Орикум, который тогда назывался Иерихоном, был частью византийской провинции, в которую также входили Канина и Аулон. Эта провинция, известная как «Provincia Jericho et Caninon», упоминается в императорском хрисовуле, дарованном Венеции в 1198 году императором Алексеем III Ангелом.

Рама с гордостью говорит о важной роли, которую его страна сыграла во время Холокоста, спасая евреев. «Во время Второй мировой войны мы стали единственной страной, в которой после войны евреев было больше, чем до нее. Не было ни одного случая, чтобы еврея отдали нацистам». Недавно Рама объявил об открытии двух новых еврейских музеев в Албании: во Влере и в Тиране, столице Албании. Музеи будут посвящены истории и культуре еврейской общины страны, а также албанцам, которые рисковали своей жизнью, чтобы спасти евреев во время Холокоста. Музей во Влере будет расположен в исторической синагоге в Старом городе. Синагога, построенная в 19 веке, является одной из старейших в Албании. Музей в Тиране разместится в бывшем Еврейском общинном центре. «Мы строим музей Влеры в знаменитом еврейском районе, где до сих пор есть дорога, названная в честь местных евреев. Мы строим музей в старом доме, который также переделывается в современное здание», — рассказал Рама, добавив, что столичный музей будет заниматься более широкими вопросами. «Это будет сочетание еврейской истории, истории Албании, и будет пространство для толерантности, диалога и межконфессиональных отношений».

Как было объявлено на прошлой неделе, известная базельская фирма «Oppenheim Architecture» выиграла конкурс на проектирование нового музея. Конкурс, финансируемый израильским меценатом Александром Машкевичем, был направлен на поиск лучшего проектного решения для строительства музея. Он будет расположен в историческом Доме Топтанов в Тиране. С его архитектурой 19-го века, признанной культурным наследием и памятником, строительство музея представляет собой уникальную задачу восстановления уникального здания с отражением современных элементов. Рама надеется, что, когда эти музеи будут официально открыты, их будут посещать израильские и еврейские туристы со всего мира. «У нас растет число туристов из Израиля», — заявил Рама, поблагодарив израильскую авиакомпанию «Arkia» за предоставление прямых рейсов из Тель-Авива в Тирану.

Небольшая еврейская община Албании

Рама объяснил, что еврейская община Албании очень мала, поскольку «большинство из них переехали в Израиль после падения советского режима». По данным Всемирного еврейского конгресса, в 2017 году в Албании проживало от 40 до 50 евреев из 2,87 миллиона населения. Отвечая на вопрос об отношениях между его страной и Израилем, Рама заметил, что «к счастью, отношения превосходны, но не существенны в том смысле, что могли бы быть намного больше, глубже и важнее, потому что связь очень сильна. В политическом плане мы все время поддерживаем Израиль, в том числе в Совете Безопасности ООН, где у нас сейчас есть место». «Мы очень активно выступали в Албании против антисемитизма», — продолжил Рама. «Мы приняли все законы об антисемитизме, а также пропагандируем изучение еврейского Холокоста в школах и так далее». Он добавил, что Албания надеется «убедить больше еврейских политиков активнее взаимодействовать с Албанией, потому что есть много возможностей». Он также надеется, что в Албанию приедет больше туристов из Израиля и еврейского мира, поскольку «прямой рейс из Израиля длится чуть более двух часов».

Во время интервью Рама рассказал о «невероятных документах» в албанских архивах, один из которых связан с отношением его страны к шабату. «Албания была единственной страной перед мировой войной, признавшей шабат в законе. Это произошло перед Второй мировой войной, когда закон запрещал любой государственной или частной организации принуждать евреев работать в шабат». Он подчеркнул, что этот закон не позволит работодателям платить евреям меньше, так как они не работают в шабат. «Им нужно платить, как всем остальным». По словам Рамы, «это был первый закон с положительной дискриминацией евреев в Европе».

Кроме того, он упомянул, что в 1930-х годах делегация американских евреев посетила Албанию, «где они встретились с королем и спросили, не хочет ли Албания дать евреям земли для создания поселений». Рама рассказал, что «в архивах Конгресса был найден отчет о визите. Это потрясающе. В нем говорится, что король предложил им четыре больших участка на побережье Албании для создания четырех поселений для евреев. В нем также говорится о щедрости, доброте и быстроте, с которыми их приняло албанское правительство. Они написали, что после посещения Албании «это заставило нас поверить, что Албания может быть нашей резервной землей, пока мы не вернемся на свою землю».

В ноябре Цви Джоффре из «Post» сообщил, что Албания объявила о разрыве отношений с Ираном и высылке иранских дипломатов из-за кибератаки, которая, по ее словам, была проведена иранцами в июле в попытке разрушить онлайн – инфраструктуру Албании. Рама заявил, что после тщательного расследования было подтверждено «неоспоримыми доказательствами», что нападение было совершено Ираном. «Они продолжают атаковать, а мы продолжаем обороняться», — заявил Рама об Иране, добавив, что Израиль помогает нам укреплять нашу оборону. По словам Рамы, причиной нападения иранцев на Албанию стало размещение в стране иранской оппозиционной группировки «Муджахедин-и-Халк» (MEK). Он очень хочет, «чтобы Саудовская Аравия стала следующей страной, которая установит официальные отношения с Израилем», объясняя это тем, что парадоксальным образом у евреев и мусульман есть общая забота — Иран.

Премьер-министр также пояснил, что всегда считал, что арабские страны будут укреплять связи вокруг общей угрозы со стороны Ирана. Он добавил, что видит решение палестинского вопроса в создании единого фронта между всеми арабскими странами, а не сосредоточении внимания исключительно на Палестине. «Объединив всех арабов, можно оказать положительное давление на палестинцев, чтобы те присоединились к новой эре сотрудничества».

58-летний Рама занимает пост премьер-министра с 2013 года, а также является председателем Социалистической партии Албании. Прежде чем стать премьер-министром, Рама занимал различные должности, в том числе министра культуры, молодежи и спорта с 1998 по 2000 год и мэра Тираны более десяти лет. Он единственный премьер-министр Албании, выигравший выборы три раза подряд. Рама также художник, писатель, бывший преподаватель университета и бывший баскетболист. «Прежде чем я стал министром культуры, я вошел в свой кабинет как первое министерство в своей жизни», — рассказал Рама, пояснив, что до прихода в политику он был художником и лектором в университетах, никогда не участвовал в длительных собраниях. «Я присутствовал на этих очень долгих совещаниях, поэтому сидел там с кучей бумаг и все время рисовал». Он достал свой телефон и показал фотографии своего офиса, покрытые картинками, которые он создал по своим рисункам. «Это не типичный кабинет премьер-министра», — шутит Рама.

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции