Новости

После выхода из изоляции французские евреи подводят итоги своих «огромных потерь»

13 мая 2020, 18:00 Франция
Поделиться

Постоянные посетители синагоги в пригороде Парижа Нейи-сюр-Сен называют ее главный коридор «дорожной пробкой». Термин, часто произносимый с закатыванием глаз, относится к затору, который возникает несколько раз в день рядом с офисами популярной синагоги, расположенной в здании 1930-х годов в стиле Баухауз, которое становится слишком маленьким для растущей еврейской общины района. В синагоге так много посетителей, что в ней проходят два утренних богослужения. Участники, выходящие с первого, часто останавливаются, чтобы поболтать с прибывшими на второе.

Этот раздражающий момент, который пытались решить администраторы синагоги, теперь стал драгоценным воспоминанием для Моше Тайеба, одного из раввинов синагоги. Во время перерыва в процессе установки плексигласовых пластин, разделяющих зал его пустой синагоги Тайеб говорит, что устранение затора является лишь одной из бесчисленных вещей, которые изменились для французского еврейства в результате пандемии Covid-19. По меньшей мере 1300 французских евреев умерли от коронавируса, говорилось в сообщении французско-еврейской погребальной службы, или «Хевра кадиша» опубликованном 8 мая. Но эта цифра относится только к тем, кто получил традиционное еврейское погребение от «Хевра кадиша», поэтому реальное число погибших, вероятно, намного выше. Это делает Францию ​​одной из стран с большим числом евреев, погибших от Covid-19, если не страной с самым большим числом умерших.

По состоянию на 12 мая в Израиле — стране, где живут более 6 миллионов евреев — от коронавируса умерло 260 человек. Согласно консервативному подсчету «Хевра кадиша», число скончавшихся евреев, составляет почти 5% от общего числа умерших от Covid-19 в стране (почти 27000 человек), при том, что 500000 с лишним французских евреев составляют лишь 0,75% населения страны. «Душевность нашей общины – физическая: много объятий, поцелуев, хлопков по спине», – говорит Тайеб. «Это одна из причин, почему французское еврейство так сильно пострадало от вируса. И это должно измениться в обозримом будущем».

На этой неделе Франция сняла некоторые жесткие ограничения, введенные в середине марта, открыв некоторые школы по усмотрению профессионалов, управляющих ими. Но французские еврейские школы по большей части оставались закрытыми, как и синагоги. «Мы еще не вне опасности, и все боятся второй волны эпидемии», – говорит Тайеб. Лидеры французского еврейства, преимущественно сефардской по происхождению общины, члены которой, как правило, имеют крепкие семейные связи и большой круг общения, согласны с тем, что эта культура близости, вероятно, является одной из причин того, что их меньшинство перепредставлено в списке погибших. Но есть и другие факторы.

Заболеваемость среди французских евреев была повышенной, потому что многие из них работают врачами, заявил Жиль Тайеб, вице-президент CRIF, французской еврейской организации. (Он не родственник Моше Тайеба.) «Они оказались на переднем крае очень рано, иногда до того, как была обеспечена адекватная защита», – заметил Жиль Тайеб. Одним из них был Поль Аллун, 60-летний врач общей практики, который в течение 30 лет управлял клиникой в ​​Ла-Курнёв, одном из самых бедных и наиболее страдающих от преступности муниципалитетов во Франции. Он умер от Covid-19 23 апреля. Аллун жил со своей семьей в пригороде Сен-Брис-Су-Форе, населенном представителями среднего класса, и получал много предложений присоединиться к прибыльным клиникам в престижных районах, рассказал «Le Quotidien» его сын Эли. «Он всегда отказывался, предпочитая помогать бедным людям», – сказал Эли.

Эли Аллун сказал, что, когда началась эпидемия, его отец начал управлять своей клиникой самостоятельно, без секретаря или помощника, который помог бы снизить риск заражения. Муниципалитет не предоставил ему средства защиты, сказал он.

По словам раввина Бруно Фисзона, специалиста по кошерному мясу в Консистории, организации, отвечающей за проведение ортодоксальных еврейских богослужений во Франции, половина шойхетов французской еврейской общины также заразилась коронавирусом. Вспышка заболевания среди шойхетов привела к небольшому дефициту кошерного мяса по всей стране, который с тех пор был устранен, сказал Фисзон «Actualite Juive».

Был также Пурим, радостный праздник, который совпал с началом эпидемии во Франции, незадолго до введения чрезвычайных мер. Ранее этот праздник был признан главным распространителем вируса среди американских евреев. Во Франции Пурим является главным праздником веселья и легкомыслия, объединяющим сотни людей в многолюдных синагогах. Среди тех, кого община потеряла из-за коронавируса, есть несколько общинных лидеров. Андре Тубуль, раввин, связанный с хасидским движением «Хабад», возглавлявший одну из самых престижных старших школ Франции, умер в марте от Covid-19. Это был энергичный человек, ему было 64 года, когда он умер, и его смерть потрясла многих членов общины. Другой заметной потерей был Клод Барух, который скончался 27 апреля в возрасте 72 лет. Будучи президентом «Союза еврейских бизнесменов и профессионалов Франции», или UPJF, он был главным организатором экономических связей между Францией и Израилем и лидером в борьбе с антисемитизмом.

В Нейи-сюр-Сен община также оплакивает некоторых своих завсегдатаев. Моше Тайеб вспоминает, что один из них, 83-летний пенсионер по имени Альберт, обычно оставался на обе утренние службы, болтая с друзьями за чашкой кофе. «Потеря таких людей, оставляет зияющую дыру», – говорит Тайеб. «Это огромные потери». По словам Тайеба, 65-летнего отца троих детей, в Нейи, где живут несколько тысяч евреев, умерли десятки человек. «Кульминация этого была две-три недели назад, когда каждый день ты слышал о другом человеке, которого знал, или о его детях, и чувствовал настоящий страх», – говорит он.

Еще один завсегдатай, 75-летний мужчина, которого звали Серж, умер две недели назад после нескольких недель в критическом состоянии на аппарате искусственной вентиляции легких. «Как и другие, мы ежедневно следили за новостями о состоянии здоровья Сержа и молились за него. В конце концов его сын сказал нам, что наши молитвы не были услышаны», – замечает Тайеб. Община ежедневно молилось за Сержа во время того, что Тайеб называл виртуальным миньяном, – видеоконференции с молитвами во главе с раввином. Миньян — это еврейское слово для кворума из 10 евреев, который требуется в ортодоксальном иудаизме для некоторых молитв. Даниэль Шабта, еврей из Нейи, который иногда молился в синагоге, во время изоляции начал посещать виртуальный миньян почти каждый день.

С ослаблением мер изоляции в Париже и за его пределами людям снова разрешено свободно передвигаться, в том числе в парках, которые оставались пустынными в течение почти двух месяцев. Это большое облегчение, говорит Тайеб, но общинная жизнь евреев все еще находится в тупике. «Как община, мы все еще ждем света в конце туннеля», – заключил он.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции