После десятилетий изгнания сирийские евреи посещают Дамаск
Впервые за три десятилетия раввин Йосеф Хамра и его сын Генри читают свиток Торы в синагоге в самом сердце столицы Сирии Дамаска, осторожно проводя большими пальцами по рукописному тексту, словно все еще не веря, что они вернулись домой, пишут журналисты «Reuters» Фирас Макдеси и Кинда Макие.
Отец и сын бежали из Сирии в 1990-х годах, после того как тогдашний президент Сирии Хафез Асад снял запрет на поездки для членов еврейской общины страны, которая сталкивалась с десятилетиями ограничений, включая владение недвижимостью или занятие рабочих мест.
Практически все несколько тысяч евреев в Сирии быстро уехали, а в сирийской столице осталось менее 10 из них. Йосеф и Генри, которые в то время были еще детьми, поселились в Нью-Йорке.
«Разве мы не были в тюрьме? Поэтому мы хотели посмотреть, что снаружи», — заявил Йосеф, которому сейчас 77 лет, о причинах своего отъезда в то время. «Все остальные, кто уехал с нами, умерли».
Но когда сын Асада и преемник на посту президента Башар Асад был свергнут в декабре, семья Хамра начала планировать некогда невообразимый визит в Дамаск с помощью базирующейся в США правозащитной организации «Сирийская чрезвычайная оперативная группа».
Они встретились с заместителем министра иностранных дел Сирии в министерстве, которое теперь управляется временными властями, назначенными исламистскими повстанцами, свергнувшими Асада после более чем 50 лет правления семьи, которая считала себя оплотом светского арабского национализма.
Новые власти заявили, что все общины Сирии будут играть свою роль в будущем своей страны. Но случаи религиозной нетерпимости и сообщения о том, что консервативные исламисты публично обращают немусульман в свою веру, держат в напряжении более светски настроенных сирийцев и членов общин меньшинств.
Генри Хамра, которому сейчас 48 лет, заявил, что министерство иностранных дел Сирии теперь пообещало защитить еврейское наследие.
«Нам нужна помощь правительства, нам нужна безопасность правительства, и это произойдет», — заметил он.
Прогуливаясь по узким улицам Старого города, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, Генри и Йосеф столкнулись со своими бывшими соседями — сирийскими палестинцами — и позже восхищались рукописными надписями на иврите в нескольких синагогах.
«Я хочу, чтобы мои дети вернулись и увидели эту прекрасную синагогу. Это произведение искусства», — подчеркнул Генри.
Но некоторые вещи пропали, рассказал он, в том числе Тора с золотыми буквами из одной из синагог, которая теперь хранится в библиотеке в Израиле, куда бежали тысячи сирийских евреев в течение 20-го века.
В то время как синагоги и еврейская школа в Старом городе сохранились относительно хорошо, крупнейшая синагога Сирии в Джобаре, восточном пригороде Дамаска, была превращена в руины во время почти 14-летней гражданской войны, которая разразилась после жестокого подавления Асадом протестов против него.
Джобар был домом для большой еврейской общины в течение сотен лет до 1800-х годов, и синагога, построенная в честь библейского пророка Элиягу, была разграблена, прежде чем ее уничтожили.