По словам координатора ЕС, в условиях растущего антисемитизма в Европе многие жертвы все еще не хотят сообщать о случившемся
Занижение числа антисемитских инцидентов в государствах-членах Европейского союза может достигать 80%, заявила 29 июня главная чиновница блока, занимающаяся борьбой с антисемитизмом.
Выступая на онлайн-семинаре академических специалистов по антисемитизму, Катарина фон Шнурбейн – координатор по борьбе с антисемитизмом Европейской комиссии, исполнительного органа ЕС – подчеркнула важность того, чтобы отдельные государства ЕС точно отслеживали преступления на почве ненависти против евреев. Тем не менее, несмотря на статистическую картину, показывающую рост антисемитских беспорядков в масштабах всего континента – от вандализма и словесных оскорблений до физического насилия и убийств, многие жертвы-евреи по-прежнему неохотно сообщают о своем опыте либо правоохранительным органам, либо еврейской общине. Фон Шнурбейн заметила, что в отчетах наблюдается занижение в 70-80%.
«Двумя наиболее распространенными причинами отказа от сообщения об инциденте было, во-первых, то, что это не изменит ситуацию, и, во-вторых, отсутствие доверия к властям», – подчеркнула фон Шнурбейн. Она отметила, что, в частности, во Франции некоторые жертвы молчали, опасаясь, что их собственный опыт будет казаться тривиальными по сравнению с серьезными преступлениями на почве антисемитизма, такими как убийство четырех заложников-евреев террористом-исламистом в кошерном супермаркете в Париже в январе 2015.
Опросы евреев, проведенные за последние два года Агентством по основным правам ЕС (FRA), показали, что значительное большинство не подали заявлений об инциденте. Одно исследование, проведенное в декабре 2018 года, показало, что во Франции 80 % инцидентов не регистрировались в течение года, который, тем не менее, привел к 74%-ному росту антисемитских преступлений, в то время как в Венгрии, где проживает еврейская община в 100000 человек, эта цифра составила 88%.
Фон Шнурбейн также обратила внимание на высказанные в Европе возражения против определения антисемитизма, сформулированного Международным альянсом в память о Холокосте (IHRA) и принятого многими правительствами и общественными институтами по всему миру. Некоторые недоброжелатели утверждают, что включение в определение ключевых антисионистских клише как антисемитских – таких, как отрицание права Израиля на существование или сравнение израильской политики в отношении палестинцев с нацистским геноцидом евреев – ослабляет свободу слова. На это фон Шнурбейн ответила, что, хотя в странах ЕС действуют законы о разжигании ненависти, выражение несогласия с сионизмом остается законным. Более того, определение IHRA не является юридически обязательным, а скорее руководством для жертв и властей, чтобы определить, является ли инцидент антисемитским.
«Определение IHRA отвергается ненавистниками Израиля», – подчеркнула фон Шнурбейн на семинаре, организованном Институтом изучения современного антисемитизма (ISCA) в Университете Индианы в Блумингтоне. Но, продолжила она, «определение IHRA не меняет законодательство. То, что оно делает, – так это предоставляет инструмент для тех, кто выступает против антисионизма, которого раньше не было».