Пакистанский суфийский лидер разрушает барьеры и строит мосты, совершая исторический визит в Израиль
Пакистанский суфийский лидер впервые посетил Израиль в прошлом месяце, путешествуя между Иерусалимом и окрестностями Газы, посещая города и семьи заложников, пишет журналист «The Jerusalem Post» Охад Мерлин.
Пир Сайед Мудассир Назар Шах, председатель Совета суфиев и основатель, и президент Института SACH, является религиозным лидером, родившимся в Белуджистане, который в настоящее время является главой суфийского тариката (религиозного ордена) в Пенджабе.
В эксклюзивном интервью «The Jerusalem Post» Шах поделился своей личной историей, рассказал о своей работе по содействию межконфессиональному диалогу, своем видении лучшего будущего для будущих поколений и впечатлениях от своего визита, организованного Иерусалимским центром по безопасности и иностранным делам (JCFA).
«Моя история началась в 2004 году», — рассказал Шах. «Пакистан стал свидетелем самых ужасных террористических атак в своей истории. Более 80000 человек были убиты только из-за террора. Моя суфийская община, которая составляет большинство населения Пакистана, подверглась нападению террористов, которые нацелились на наши святые места и наших лидеров».
По словам Шаха, суфии составляют около 75% населения Пакистана, второй по численности населения мусульманской страны в мире.
Суфизм часто описывается извне как исламская версия мистицизма, разделенная на четыре основные школы мысли, называемые «тарикаты» или пути. Возникший среди духовных лидеров 8-9 веков н.э., суфизм также сыграл значительную роль в историческом распространении ислама на Индийском субконтиненте.
На протяжении всей истории суфии также подвергались институционализированным преследованиям, и, по словам Шаха, несмотря на свою многочисленность, они традиционно не стремятся к политической власти и не пропагандируют глобальную повестку дня, а скорее сосредоточены на своих местных общинах и традициях.
После атак Шах начал искать решения ситуации. «Мы пытались найти пути дерадикализации», — рассказал он, — «оказать давление на правительство и государство, чтобы они действовали против террористов. Террор повлиял не только на нашу жизнь, но и на экономику и наш потенциал роста. Это были трудные времена».
В этот период Шах начал общаться с международным сообществом и различными религиозными лидерами. В 2014 году он был одним из основателей и лидеров Всемирного совета суфиев, который он сейчас возглавляет.
В 2019 году с началом пандемии Covid-19 мир снова перевернулся вверх ногами. Шах начал приглашать ученых для видеозвонков, которые позже превратились в подкасты.
«В это время я впервые переписывался с израильтянами и пригласил израильского спикера на свой подкаст», — поделился он. «Я нашел это очень интересным и поучительным».
В политическом плане Пакистан является одной из самых враждебных Израилю стран. Он не признает еврейское государство, а пакистанские паспорта печально известны тем, что на обороте их обложке написано: «Этот паспорт действителен для всех стран, кроме Израиля».
«Для пакистанца общение с израильтянином было очень странным», — добавил он. «До тех пор люди в моем окружении считали, что это сложно, и не пытались, но теперь мост был построен».
Со временем Шах взял интервью у более чем 60 израильских исследователей со всего мира, что дало ему возможность завести друзей в Израиле.
Позже появились Соглашения Авраама, и открылось еще больше дверей.
«Мы можем говорить об идеологических и политических разногласиях между нами», — добавил он, — «но единственный способ двигаться вперед — это обсуждать разногласия за столом переговоров в дружелюбной и уважительной манере». Шах продолжил: «Все израильтяне, с которыми я говорил, очень позитивно относились к политическим и социальным связям с Пакистаном».
В этом контексте Шах также написал книгу о следах различных религий вокруг Исламабада, включающую главу о синагоге, которая когда-то там была.
«Когда я поделился ею с друзьями в Израиле, они были в восторге», — заявил он. «Это первый случай, когда пакистанский писатель выдвигает еврейское наследие на первый план и делает его частью общего наследия Пакистана».
Книга под названием «Шепот в камне: поиски суфия во времени» была презентована на виртуальном мероприятии, организованном JCFA и включавшем речь президента Ицхака Герцога.
Шах упомянул, что до войны были некоторые разговоры и надежды на возможное потепление отношений между Израилем и Пакистаном.
«Но затем наступило 7 октября — самый ужасный теракт, который я когда-либо видел. Разрушения были полными, не только против мирных жителей, но и против мирного процесса, который развивался на Ближнем Востоке, против построения доверия между различными общинами, в том числе в Пакистане».
Пакистанец в Иерусалиме
Связи Шаха с Израилем стали еще крепче, когда он впервые посетил страну в январе через JCFA после заключения соглашения о прекращении огня.
В Израиле Шах встретился со своими виртуальными друзьями, а также с членами суфийской общины, другими общинами и религиозными лидерами.
«Мне удалось узнать о ситуации на местах», — рассказал он. «Мы много слышим в новостях о том, что происходит в Газе, но сама резня 7 октября была всего лишь пятиминутным сюжетом в новостях».
Во время своего визита Шах прибыл на место проведения фестиваля «Nova» в Реиме, посетил разрушенный кибуц Кфар-Аза и увидел место сожженных автомобилей, известное как «кладбище автомобилей».
Встречей, которая произвела на Шаха большое впечатление, была встреча с семьей Хадара Голдина, чье тело удерживалось ХАМАСом более десятилетия.
«Это тело, а не живой человек», — заявил он. «Они удерживали тело. Это позор — религия гласит, что тело принадлежит семье, и они имеют право на свою последнюю церемонию захоронения. Я осуждаю ХАМАС за их террор; это антисемитская террористическая организация», — добавил он.
Шах также прокомментировал стойкость, которую он увидел в Израиле. «Даже те, кто потерял своих близких, проявили оптимизм. Люди потеряли половину своих семей, и они все еще могут надеяться — это открывает глаза».
Когда его спросили о перспективах политических отношений между Израилем и Пакистаном, Шах подчеркнул, что он видит свою роль в установлении связей между людьми, построении сетей и дружбы и создании пространства, где люди могут вести диалог. «Я смиренно работаю в этом контексте и считаю, что это способ создать возможность подняться над конфликтами», — заметил он.
Шах также считает, что в его стране есть много людей, которые ценят и интересуются связью с Израилем.
«Табу было нарушено», — подчеркнул он. «Есть много пакистанских христиан, которым посещение Израиля позволяет посещать свои святые места», — продолжил он. «Это очень важно для них — они заслуживают посещения. У мусульман также есть святые места в Израиле, и даже те, кто хочет только помочь Газе, не могут игнорировать существование Израиля и тот факт, что вы не можете передавать помощь через этих террористов».
Шах продолжил: «У Израиля есть свои потребности в безопасности, и их нужно учитывать. Этот мост в Израиль необходим, и я надеюсь, что мой визит станет частью этого моста».
Суфизм и послание мира
Для Шаха суфизм — это «сущность всех религий», а не только ислама. «Мы верим, что он исходит из ядра, до ислама, христианства и иудаизма», — заявил он. «Многие утверждают, что они были там до всех остальных. Но суфизм исходит из того же религиозного ядра. В иудаизме, а также в христианстве есть каббала и мистицизм. Сикхизм также основан на мистицизме. Буддизм также является сплошным мистицизмом. Без мистицизма религия не является полной».
Шах продолжил: «Тем, кто пытается понять это, я всегда говорю, что суфизм — это культурное воплощение нашей религии. В более институционализированной религии ученые и религиозные лидеры черпают из того, что приходит сверху, и говорят об этом людям внизу. Суфизм — это противоположность — он развивается из сердец людей и поднимается к единому Б-гу».
В Израиле Шах принял участие в особом мистическом собрании в синагоге. «Мы все вместе пели имя Б-га, танцевали по кругу, делились мыслями, и это было прямо в сердце Тель-Авива», — поделился он.
«Вам не нужно искать суфиев — вам просто нужно глубоко погрузиться в сердце. Каждый испытывает мистические и духовные переживания, и это вопрос распознавания и идентификации их. Когда вы родились и вас обнимали в детстве, вы получили духовные ценности, которые были переданы вам вашей матерью. Все, что есть внутри нас, — суфийское».
Для Шаха суфизм также является возможным лекарством от радикализации.
«В обществе растет жесткость», — заметил он. «Я понял, что жесткость в исламе исходит из салафизма и ихванизма («Братьев-мусульман»).
Обществу нужна мягкость. Идеология, которая действует не на разум, а на душу. Я считаю, что суфизм — лучший способ достичь этого места».
По словам Шаха, «суфизм объединяет людей изнутри, потому что это не глобальная идеология, а поэзия, фольклор и искусство земли. «Владение своей землей» — это не политический термин. Это достигается через связь с поэзией, музыкой, сообществом и связь на духовном уровне. Для меня это лекарство от нынешнего состояния общества в регионе».
Институт суфизма, искусств, культуры и наследия (SACH), который он возглавляет, является одним из тех инструментов, которые Шах намерен использовать для пропаганды своего «послания мира». «Это очень мощный инструмент для решения этих событий и большего объединения внутри общества друг с другом, для празднования разнообразия и признания взаимного существования», — заявил он.
«Мы пережили много войн», — заметил Шах. «Теперь сторонам предстоит выбрать: продолжать еще двести лет войн или взаимно признать проблемы, стремления, честь и мечты друг друга. Понять, откуда они исходят, их положение, идеологию, страхи, боли и амбиции. Мы не хотим передавать сегодняшнюю ситуацию будущим поколениям. Поэтому нам нужны смелые люди, чтобы решить ситуацию, чтобы будущим поколениям не пришлось проходить через это».