Новости

«Он дервиш для евреев, и дервиш для мусульман»

23 февраля 2018, 10:00 История
Поделиться

В течение 1988 года у Юсуфа Лика были изнурительные мигрени и сенсорные нарушения, в которых врачи обвиняли химические вещества, с которыми он работал.

В возрасте 20 лет в тогдашней Югославии, Лика советовался с некоторыми из лучших медицинских экспертов страны, но никто не смог ему помочь, сославшись на необратимое накопление токсинов в его теле. «Мой мир распался: я слышал, что буду инвалидом», – сказал Лика, мусульманин албанского происхождения, руководящий музыкальной школой, которую он основал в своем родном городе Улцинь, расположенном на побережье недалеко от Черногория-Албанская граница.

Тогда друг посоветовал ему разместить в своей спальне кувшин с землей с того места, которое многие считают местом захоронения Саббатая Цви. Экстравагантный еврей, родившийся в Турции 17-го века, Цви рассматривался последователями как Мессия до его принудительного обращения в ислам, когда он стал известен среди евреев, как, возможно, второй самый известный лжемессия в истории.

Через две недели после того, как Лик последовал совету друга, он вылечился от болезни, как он рассказал JTA во время недавнего интервью в своем кабинете. «Я не суеверный человек, – сказала Лика. «Я не знаю, из-за этого ли я излечился, я просто говорю вам, что случилось». Какова бы ни была причина выздоровления Лики, она отражает трепетное отношение к Саббатаю  Цви некоторых мусульман в Черногории и за ее пределами.

Саббатай – одна из фигур в путанице обычаев, секретов и традиционных верований, принадлежащих к региональной идентичности, которая уходит корнями в мистику, терпимость и взаимообогащение различных религий.

Будучи по мнению многих евреев, просто исторической сноской, Саббатай Цви, тем не менее, «является для некоторых черногорцев и албанцев символом их самобытности, а также межконфессионального и межкультурного моста с Западом и иудаизмом», – говорит Элиэзер Папо, исследователь еврейской истории Балкан в Университете им. Бен-Гуриона в Негеве в Израиле. Так, для тайной шиитской секты «Бекташи» Саббатай Цви является «элементом, посредством которого можно выразить свой подлинный филосемитизм, чтобы «продать себя» на Западе и привлечь туристов в Улцинь и регион», – сказал Папо.

«Но я бы не сказал, что Цви является неотъемлемой частью религиозной самобытности региона. Место, которое Лика считает могилой Саббатая Цви, принадлежит семье Мани – клану бизнесменов со штаб-квартирой в центре Улциня. В тени оливковых и рожковых деревьев, гробница находится в закрытом внутреннем дворике, покой которого осмеливаются нарушить немногочисленные посетители. Лика остается снаружи, когда он показывает журналисту окно, через которое можно увидеть небольшой гроб, темный и покрытый коврами.

В еврейской истории Саббатай Цви – знаток еврейских текстов, чье неустойчивое поведение соответствовало симптомам биполярного расстройства личности – был значительной фигурой. К моменту его обращения в 1666 году он привлек внимание огромного количества людей по всей Европе. Он расколол сложившиеся общины, разделив раввинов и семьи в ожесточенной борьбе за будущее иудаизма.

Некоторые связывают духовный переворот «саббатианства» с развитием сильного мистического хасидского движения в 18 веке. Наследство Саббатая Цви оказало долгосрочное влияние на регион в целом, в том числе на турецких денме – общину крипто-евреев, которые на протяжении веков позиционировали себя как мусульман, но продолжали считать себя евреями, а Саббатая – своим пророком.

Сегодня в Турции существует только несколько семей,  описывающих себя как происходящих от денме, которые все еще являются предметом многих теорий заговора. Саббатай Цви умер в 1676 году в Улцине, куда он был сослан правителями Османской империи за то, что он продолжил практиковать некоторые элементы иудаизма после его принудительного обращения.

По словам Папо, эта межконфессиональная идентичность в последние десятилетия стала все более привлекательной для либеральных мусульман в регионе. В 2015 году Папо председательствовал на международной конференции о Саббатае Цви в Улцине. (Это был первый раз в современной истории города, когда в нем прошла конференция по иудаизму, хотя в соседнем городе Будва ежегодно проходит конференция Евроазиатского еврейского конгресса «Махарская конференция балканских еврейских общин».)

Баба Монди, духовный лидер секты «Бекташи» называет Саббатая Цви «дервишем» – персидским словом для глубоко верующего мусульманина (и, в некоторых редких случаях, для еврея), который аскетически посвятил свою жизнь служению Аллаху. «Он дервиш для евреев, и он дервиш для мусульман, и мост для контакта между нашими сестринскими религиями», добавил Баба Монди, который живет в Албании.

Он работает в мировом центре либеральной секты – великолепном куполообразном здании в Тиране с 12 арками и стенами нефритового цвета. Элементы традиции и веры Бекташи, возможно, сыграли свою роль в спасении сотен евреев во время Холокоста в Албании и Черногории – что было редким случаем народного неповиновения нацистской оккупации.

В то время как Саббатай Цви – известная и популярная фигура в Улцине, ведутся споры о том, где именно он похоронен. Многие местные жители считают, что останки Саббатая Цви находятся в гробнице, принадлежащей семье Мани, которую некоторые местные жители, включая Лику, считают евреями из-за их относительного богатства и имени, распространенного среди турецких евреев.

Альма Мани, двадцатилетняя женщина, была единственным членом семьи, которая согласилась поговорить с JTA. Опустив глаза, когда ее спросили о гробнице, она настояла, что могила внутри принадлежит не Саббатаю Цви, а «какому-то древнему предку». Она отказалась сказать что-нибудь о происхождении семьи или позировать для фотографии.

Папо, историк из университета Бен-Гуриона, также полагает, что Саббатай Цви не похоронен в гробнице. Последователи Саббатая Цви писали, что он не хотел, чтобы его похоронили на мусульманском кладбище. Но он не мог быть похоронен и на еврейском кладбище из-за его обращения в ислам, сказал Папо.

Приверженцы Саббатая Цви писали, что он похоронен «рядом с морем», в то время как могила на участке Мани находится в нескольких милях от пляжа. Исследование Папо привело его к альтернативному месту для могилы Саббатая Цви, недалеко от приморской крепости, где Саббатай прожил свои последние годы и где, вероятно, продолжал учебу. Башня крепости имеет рабочее помещение, которое археологи теперь используют для подготовки экспонатов с мест раскопок. Интересно, что в этом помещении есть две ниши, в одной из которых содержится изображение двух Звезд Давида, а другая украшена изображением змеи, спускающейся с дерева. В то время как звезды Давида обычно использовались в мусульманских орнаментах, рисунок змеи указывает на связь Саббатая Цви с этим местом.

«Это соответствует уникальной интерпретации Саббатаем истории Райского сада в Книге Бытия, сказал Папо. «Последователи Цви, которые стали мусульманами, полагали, что мессии суждено помочь нам перейти с дерева познания добра и зла на древо жизни», – сказал Папо. В иудаизме и раннем христианстве, добавил он, между змеей и концепцией мессии существуют прочные связи. Кроме того, последователи Саббатая Цви называли его «Илан» – словом, обозначающим дерево на иврите.

Вместе с тем эти элементы подкрепляют гипотезу о том, что изображение змеи является «самобытным символом Саббатая Цви», – сказал Папо. Такой же символ изображен на надгробных камнях последователей Цви в Стамбуле. Что касается захоронения Саббатая Цви, Папо локализует его на холме вблизи крепость. Символично для места упокоения человека, который олицетворяет понятие межконфессиональных влияний, холм находится между тем, что раньше было мечетью и церковью с христианским кладбищем, – говорит Папо.

timesofisrael.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции