трансляция

The Times of Israel: Еврейско‑мусульманский «диалог» в Иерусалиме 1300 лет назад

Аманда Боршел‑Дан 23 декабря 2017
Поделиться

Глава Палестинской автономии Махмуд Аббас резко выступил в ответ на объявленное президентом Соединенных Штатов Америки Дональдом Трампом признание Иерусалима столицей Израиля.

Ссылаясь на святыни и исторические узы, связывающие мусульман и христиан с этим городом, Аббас отверг притязания еврейского государства на свою столицу и заявил: «Сегодняшнее решение президента США Трампа не изменит реальности Иерусалима, не предоставит Израилю никакой легитимации в этом направлении, потому что это город арабов‑христиан и мусульман, столица вечного государства Палестина».

В комментариях, данных Палестинскому информационному агентству ВАФА, Аббас сказал: «Арабская идентичность Иерусалима как столицы Палестинского государства слишком существенная и слишком древняя, чтобы ее можно было изменить чьим‑то решением. Невозможно заново сформировать сущность Иерусалима и его истории».

Мусульманская идентичность Иерусалима действительно формировалась с самого зарождения ислама. Однако, по словам двух израильских археологов, изначально данная идентичность строилась на сосуществовании и терпимости. Они утверждают, что у этой теории есть доказательства, которым 1300 лет, и теперь они хотят представить их мусульманскому миру.

Иерусалимские аспиранты‑археологи 38‑летний Асаф Авраам и Перец Реувен, которому 48 лет, в среду запустили краудфандинговую кампанию, чтобы собрать средства для продолжения своей работы, посвященной малоизвестному периоду иерусалимской истории, когда евреи и мусульмане вели, по их словам, межконфессиональный диалог.

Археологи Перец Реувен (слева) и Асаф Авраам

В число их археологических доказательств входит использование еврейских символов в мусульманский период. В беседе с «The Times of Israel» Авраам рассказал, что эти и другие находки иллюстрируют ту эпоху иерусалимской истории, когда мусульманские завоеватели считали себя продолжением народа Израиля.

«В начале мусульманского периода они не только не возражали против евреев, но и сами себя считали продолжением еврейского народа. Они усвоили еврейский нарратив и еврейские символы», — говорит Авраам. Менора была еврейским символом; ее использование, по его мнению, свидетельствует о том, что у мусульман не было проблем с евреями.

В доказательство исследователи демонстрируют 1300‑летние монеты и сосуды омейядского периода (с 638 года нашей эры), на которых изображена семирожковая менора. Кроме того, археологи указывают на надпись с упоминанием Храмовой горы, которую они расшифровали и опубликовали в прошлом году. Эта надпись связывает Наскальный купол с Храмовой горой.

 

Надпись, обнаруженная в действующей мечети в деревне Нуба, выполнена употреблявшимся 1000 лет назад куфическим письмом на плите из известняка, направленной в сторону Мекки. В ней сказано: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного, эта местность Нуба и все ее границы и вся прилегающая территория пожертвованы скале Бейт аль‑Макдис и мечети Аль‑Акса пожалованием повелителя правоверных Омара ибн аль‑Хаттаба во славу Аллаха». Указание на Храмовую гору, по словам Авраама, свидетельствует о том, что мусульманские правители хотели восстановить Храм царя Соломона, а не превзойти его.

Когда в прошлом году надпись была опубликована, археологи встречались с премьер‑министром Израиля Биньямином Нетаньяху и помогали министерству иностранных дел сообщать о находке в разных социальных сетях. Авраам рассказывает, что после публикации на арабском языке на канале, у которого более 1,3 млн подписчиков, он отметил множество откликов со всего Ближнего Востока. Его призывали — как израильтянина и как исследователя — открывать мусульманскому миру побольше таких археологических находок.

«Мы хотим показать миру доказательства диалога, который шел сотни лет, — говорит он, — чтобы люди сами могли решить, чему верить».

Все это решительно противоречит нарративу, существующему сегодня в большинстве мусульманских стран. Особенно тревожит исследователей относительно недавно распространившееся среди палестинцев отрицание связи евреев с Иерусалимом. На международной арене отзвуки этого отрицания слышны в последней резолюции ЮНЕСКО, где полностью игнорируется связь евреев и христиан с Храмовой горой и спорное святое место называется исключительно мусульманскими именами.

На средства, собранные с помощью краудфандинговой платформы Giveback, археологи начали проект по распространению знаний об общей еврейско‑мусульманской истории в Иерусалиме, которая никак не представлена в большинстве мусульманских школ.

«Мы надеемся, что наши усилия помогут евреям и мусульманам вести диалог на более прочных основаниях», — заявляет Авраам.

Глазами очевидца

Те, кто изучает исторические свидетельства, по‑разному отвечают на вопрос, отражают ли эти монеты и другие археологические находки историю взаимной терпимости.

В 1970‑е годы историки Патрисия Кроун и Майкл Кук в своей книге «Агаризм: Создание исламского мира» выражали мнение, что «первоначально мусульмане действительно надеялись восстановить еврейский Храм <…> Однако связь с евреями продолжалась недолго, и раскол произошел очень быстро».

Возьмем, к примеру, монеты. На одной стороне монеты, отчеканенной в Иерусалиме при мусульманах, в центре изображена менора с арабской шахадой: «Нет Бога кроме Аллаха». С другой стороны надпись: «Мухаммад — посланец Бога». Эти бронзовые монеты, датирующиеся после 696/697 года, то есть после реформы Омейядов, изучал в 1980‑е Дан Бараг.

По утверждению главы отдела нумизматики Израильского управления древностей Дональда Цви Ариэля, в коллекции управления находится не меньше семи таких монет и они не считаются редкими. Но значит ли это, что мусульманские лидеры пропагандировали плюрализм?

«В то время монеты означали деньги, возможность владельца купить еду и прожить еще один день. Я не стал бы говорить, что люди, которые чеканили монету, думали о развитии межконфессиональных отношений», — считает Ариэль.

За монетой с семисвечной менорой последовала монета с пятисвечной. Об этом пишет специалист из ешивы‑университета профессор Стивен Файн в статье «Когда менора — “еврейский” символ? О судьбе символа в эпоху перемен», вошедшей в сборник «Век перемен: византийская культура в исламском мире».

Омейядская монета (пореформенная) с изображением семисвечника. Изготовлена из бронзы. Такие монеты, видимо, чеканили в Иерусалиме около VIII века нашей эры. С одной стороны на монете — семисвечник и надпись на арабском языке: «Нет Бога кроме Аллаха». С другой стороны — надпись «Мухаммад, посланец Бога», над которой изображен полумесяц. Дар коллекции Авраама Софера и Марианны Швир Софер, Пало‑Альто, «Американским друзьям Музея Израиля в Иерусалиме».

Файн пишет, что раннеисламские дизайнеры монет использовали византийские и персидские образцы, «заимствуя их базовую иконографию и приспосабливая ее к формирующейся эстетике ислама».

Монета с семисвечником «совпадает с исламизацией Иерусалима и его фольклора, в котором особую роль играет Храм Давида и Соломона. Действительно, при Омейядах Иерусалим по‑арабски часто называли мединат бейт аль‑макдис — “город Храма”».

«Таким образом, иерусалимские монеты предполагают, что, если Храм будет восстановлен, храмовая менора сразу превратится в достояние ислама. Это станет ответом на претензии евреев и христиан, которые тоже хотят владеть этим предметом».

Позднейшее использование пятирожковой меноры, пишет он, представляет собой уход от еврейского и христианского символизма.

В книге «Средневековый Иерусалим и исламское богослужение: Святые места, церемонии, паломничество» историк Амикам Элад из Еврейского университета также касается обозначения Иерусалима «бейт аль‑макдис», как в надписи из Нубы. Элад считает, что строительство Наскального купола на месте, где стоял еврейский Храм, важно по целому ряду причин.

«Многие традиции, бытовавшие во второй половине VII века или в начале VIII века, связаны со строительством Храма Соломоном и его разрушением Навуходоносором. Некоторые еще более конкретно связывали строительство мусульманского Наскального купола с Храмом Соломона. Одна из них — “Народ Мухаммада построит иерусалимский Храм”», — пишет Элад.

Согласно традиции, халиф Омар ибн аль‑Хаттаб, под властью которого арабские войска в середине VII столетия завоевали Иерусалим и византийскую Палестину, выбрал Храмовую гору в качестве места Наскального купола. Строительство святилища завершилось в 691 году при его преемнике Абд аль‑Малике.

Историки Кроун и Кук коснулись ряда других возможных причин связи между Наскальным куполом и еврейским Храмом. Они ссылаются на ранние еврейские источники, в том числе «Тайны рабби Шимона бар Йохая» середины VIII века, где сохранилось мессианское истолкование арабского завоевания. «Готовность ранних источников говорить о строительной деятельности арабов на этом месте как о восстановлении Храма <…> по меньшей мере, предполагает, что именно так сами арабы первоначально представляли себе это», — пишут они.

Тем не менее Кроун и Кук также упоминают сообщение армянского епископа и историка VII века Себеоса, который говорит о неприкрытой ссоре между евреями и арабами по поводу владения местом святая святых. «Арабы разрушили намерение евреев восстановить Храм и построили вместо него на этом месте собственный молельный дом».

Таким образом, считают авторы, «не исключено, что “Тайны…” и Себеос имеют в виду две разные фазы еврейско‑арабских отношений. Но Себеос относит свое сообщение о разрыве непосредственно после первой волны завоеваний; мессианские времена, судя по всему, оказались очень недолгими».

Проблема «поступательного откровения»

В беседе с «The Times of Israel» историк, специалист по истории средних веков доктор Джефри Вулф, доцент кафедры Талмуда Бар‑Иланского университета, говорил о той роли, которую внесли евреи в ранний ислам. «Есть очевидные указания, что Мухаммад имел некоторое представление о мидраше [еврейской библейской экзегезе]. Существуют мидраши, содержание которых переработано и перенесено в окружение Мухаммада», — говорил Вулф.

История взаимоотношений Мухаммада и евреев «не очень счастливая», о чем свидетельствуют погромы в Медине, массовые изгнания и система, которая превратила евреев в людей второго сорта.

Однако Вулф считает, что, когда мусульмане обосновались в Иерусалиме, где было больше возможностей для сосуществования, гонения, возможно, ослабли, особенно на периферии халифата.

В раннем исламе отмечается переходный период, когда мусульманам понадобилось довольно много времени, чтобы укорениться в этом регионе и вытеснить христианство. «Кто сказал, что правители, чеканившие эти монеты [с менорами], были ортодоксальными мусульманами?» — спрашивает Вулф. В Иерусалиме сохранялась определенная терпимость по отношению к иудаизму; до мамлюкского завоевания XII века есть явные следы синагоги на Храмовой горе.

Тем не менее мусульмане могли считать себя продолжением народа Израиля только в духе своей концепции «длительного откровения». Поэтому, по словам Вулфа, Омар выбрал Храмовую гору, поскольку он считал, что ислам продолжает и доводит до совершенства все случившееся в прошлом.

«Значение всего, что было раньше, теперь уменьшается <…> Мухаммад — печать пророков.

Представление о терпимости — анахронизм, оно выдает желаемое за действительное».

«Говорить, что немусульмане равны мусульманам? Это явная несправедливость по отношению к мусульманам, которые, будучи адептами “истинной веры” должны обладать более высоким статусом», — объясняет Вулф.

По его мнению, никакого плюрализма не было. «Каждый верит в абсолютную истину, поэтому моя истина противоречит твоей», — говорит он.

В то же время глава отдела нумизматики Управления древностей заявил: «У меня нет сомнений, что в раннеисламский период существовала определенная терпимость в отношениях между мусульманами и евреями, а также мусульманами и христианами. Ислам и сегодня довольно толерантная религия. Молчаливому большинству нужен пиар получше».

Новый мировой порядок?

Трамп связал Иерусалим с древним народом Израиля и затронул в своей речи значимость Иерусалима для всех трех мировых религий.

«Сегодня Иерусалим является и должен оставаться местом, где евреи молятся у Стены Плача, где христиане идут по Крестному пути и где мусульмане совершают богослужения в мечети Аль‑Акса. Пришло время, когда молодые умеренные голоса по всему Ближнему Востоку должны заявить о своем праве на светлое и прекрасное будущее.

Потому сегодня давайте вступим на путь взаимопонимания и уважения. Давайте переосмыслим старые заявления и откроем сердца и разум для новых возможностей», — призвал Трамп.

Археологи, пытающиеся найти финансовую поддержку для своего проекта по изучению редкого периода, когда мусульмане и евреи жили в Иерусалиме в условиях относительной, хрупкой, но все же терпимости, согласились бы с ним.

«Сегодня все основано на ненависти. Мы хотим показать, что в прошлом существовал диалог, и он может продолжиться», — говорит Авраам.

 

В подготовке статьи принимал участие Илан Бен‑Цион

Оригинальная публикация: Archaeologists expose Muslim-Jewish ‘dialogue’ in Jerusalem from 1,300 years ago

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Битва за ЮНЕСКО

Если ежедневно повторять, что евреи никак не связаны с Иерусалимом, а Иерусалимский храм на самом деле находился в Йемене, — об этом мне в интервью говорил Ясир Арафат, — то постепенно и эта версия обретет право на жизнь. У ее сторонников теперь появилась официальная бумажка с печатью ЮНЕСКО. И на каждом антиизраильском митинге в американских или британских кампусах ораторы будут опираться именно на эту резолюцию.

ЮНЕСКО / Ионеско

Хотя секундочку! А не «Шаар а‑рахамим» ли это?! Так у нас называются самые древние, по преданию, из ворот на Храмовую гору, «Золотые ворота». Если это они, они и правда закрыты. Мусульманскими завоевателями в 810 году. Крестоносцы в 1102 году их открыли, но Саладин в 1187‑м заложил. Правда, султан Сулейман их заново отстроил, однако в 1541 году их опять заложили и больше не открывали.

The Jerusalem Post: Археология в Израиле как политический фактор

«Раскопки в Городе Давида, помимо всего прочего, доказывают, что тысячи лет связи евреев с Иерусалимом являются не политикой, а историей. Ведь есть те, для когоподобные вещи звучат как угроза — будь то Организация Объединенных Наций, палестинцы или другие, — поэтому они пытаются взять под свой контроль археологию и превратить ее в политику», — говорит Зеев Оренштейн, директор по международным вопросам фонда «Город Давида».