Новости

Община «угольной столицы» Австралии получила раввина

1 ноября, 09:00 Австралия
Поделиться

В Йом-Кипур 1803 года 22-летний Джозеф Сэмюэль был приговорен к смертной казни через повешение. После того как его сокамерник Джозеф Маркус, один из первых осужденных евреев с приличным еврейским образованием, прочитал вместе с ним последнюю молитву, что стало первым зарегистрированным в Австралии случаем публичной еврейской молитвы, Сэмюэль потерял сознание, когда во время казни телега, на которой он стоял, двинулась вперед. К великому шоку толпы, собравшейся наблюдать за кровавым процессом, веревка оборвалась, и Сэмюэль упал лицом вниз на землю. Была привязана еще одна веревка, петля была накинута ему на шею, но она развязалась. Некоторые из присутствующих начали протестовать против его казни. Поспешив снова связать веревку, палач сделал дело, и веревка снова порвалась. Толпа возмутилась. Судебный исполнитель поскакал к губернатору с просьбой о помиловании, и губернатор даровал его, объявив произошедшее «вмешательством Б-га».

Как многих других опасных преступников, полузадушенного Сэмюэля отправили в Ньюкасл, тогда известный как Кингс-Таун, примерно в 100 милях к северу от Сиднея на восточном побережье Австралии. Там он томился еще три года, работая на угольных шахтах, прежде чем предпринял попытку бежать из поселения на лодке. Лодку нашли позже, и Сэмюэля объявили утонувшим, его тело так и не удалось обнаружить.

Более двух столетий спустя другая жительница Ньюкасла – Клэр Типпер, уроженка Бирмингема в Соединенном Королевстве – испытала собственное Б-жественное вмешательство в прошлый Йом-Кипур, когда хабадский раввин Йоси Родал стал первым постоянным раввином города с 1958 года, возглавившим богослужение в осенние праздники в обновленной синагоге и общине.

Когда Родал и его жена Малки в июне стали содиректорами отделения движения «Хабад-Любавич» в Ньюкасле, они присоединились к одной из старейших еврейских общин Австралии – той, которую они посещали много лет. Еврейская община Ньюкасла, основанная в 1905 году, является одной из старейших в Австралии, а также самой долго существующей из действующих за пределами крупных городов страны.

Еврейская община Ньюкасла имеет не менее увлекательную историю, восходящую к самым ранним дням поселения европейцев в Австралии. Первые евреи, поселившиеся в Ньюкасле – сегодняшнем седьмом по величине городе Австралии с населением 440000 человек и крупнейшим в мире экспортером угля, где в 2017 году были добыты ошеломляющие 159,9 миллиона тонн, – были такого же происхождения, как и Сэмюэль. В 1927 году община освятила свою первую синагогу, а ее раввин, уроженец Латвии преподобный Исак Моррис, возглавил службу в сопровождении раввина Фрэнсиса Коэна из Большой синагоги Сиднея.

В период своего расцвета в середине 20-го века синагога на 300 мест была заполнена до отказа на Рош а-Шана и Йом-Кипур, а стоячие места оставались только для опоздавших. По мере того как община постепенно начала сокращаться, многие молодые члены переходили к более обширной еврейской жизни и возможностям в Сиднее, но община продолжала существовать, поскольку миграционный бум из Южной Африки в 1980-х годах привлек в нее новых членов. Но к тому времени, когда Типпер перебралась в Ньюкасл в 2009 году, она не могла купить там кошерное мясо. «Я всегда хотела, чтобы дом был более кошерным, – рассказала она Chabad.org, – но это было непросто». Избавляя ее и многих других от трудностей из-за соблюдения иудаизма, Родал лично отправился в Сидней, более чем в двух часах езды на юге от города, чтобы купить Типпер кошерное мясо. Когда старший сын Типпер, Джошуа, должен был отпраздновать свою бар-мицву в 2015 году, она знала, кому позвонить. «Хабад сельских и региональных районов Австралии» (RARA) проводил два раза в год пастырские визиты в Ньюкасл в течение десяти лет или около того, укрепляя испытывающую трудности общину своими энергичными молодыми студентами ешив и молодыми парами. Они помогали проводить первый ночной пасхальный седер в синагоге каждый год, проводили второй ночной седер и проводили богослужения во время осенних праздников, а также посещали евреев, разбросанных по региону.

Типпер попросила Йоси Родала хабадского раввина из RARA совершить богослужение на празднике у Джошуа. Когда ее дочь София в следующем году праздновала свою бат-мицву, Родал вновь приехал, и это была первая бат-мицва, которую Ньюкасл видел за много лет. Когда Родалы начали руководить «Хабадом RARA», который сейчас отмечает 20-летие своего служения сельским евреям, в 2015 году, Ньюкасл служил своего рода базой для их поездок по большой части восточного побережья Австралии. «У нас там была синагога, – говорит Родал, – и дом, всегда доступный для нас благодаря щедрому члену общины», что дало им передышку от колоритного хабадского «мицва-танка» – специально оборудованной синагоги на колесах, на которых раввины и их семьи путешествуют по огромному континенту, заботясь о своей пастве.

Благодаря их частым визитам и десяткам студентов ешив, которых они послали туда, Родалы влюбились в общину Ньюкасла и решили поселиться там навсегда, к радости членов общины, у которых не было раввина после отъезда преподобного доктора Б. Готтсхалла, пережившего Аушвиц, в 1958 году.

Родалы переехали на север из Мельбурна во время австралийской зимы со своими тремя детьми. После нескольких месяцев, ушедших на обустройство и более близкое знакомства с населением города (в среде, безопасной от коронавируса), наступил оживленный сезон осенних праздников. В их штате, Новый Южный Уэльс, где проживает большая часть населения Австралии, из-за коронавируса умерли 53 человека, а в Ньюкасле было несколько случаев заболевания, что позволило им безопасно проводить богослужения в соответствии с правительственными постановлениями. Во время праздника Симхат Тора, когда община пела и танцевала, один пожилой член общины эмоционально поделился с раввином, что это был его первый праздник Симхат Тора в Ньюкасле с тех пор, как ему было 7 лет, вспоминая, как он размахивал флагом и танцевал более 60 лет назад. Они дали общине новую жизнь, поскольку некоторые члены общины ранее опасались, что их любимая синагога в конечном итоге будет вынуждена закрыть свои двери.

«Посещаемость продолжала сокращаться, – говорит Дэвид Габбей, отставной ведущий ночного ток-шоу на радио, вице-президент и почетный казначей общины, родившийся в Ньюкасле и являющийся членом общины с 1974 года. Собрать миньян каждый раз было проблемой. С созданием «Хабада» мы наблюдаем новый рост. Их частые визиты оживили нашу паству, и наши отношения процветают». Родалы начали работать с новыми возрастными группами с программами, ориентированными на студентов Университета Ньюкасла, а также для детей и подростков. Они открыли школу иврита и отделение «Cteen» (программы «Хабада», ориентированной на подростков), а также регулярно проводят встречи для студентов университета.

«Это быстрорастущая община, – говорит Родал, – и очень скоро мы надеемся, что у нас будет больше регулярных богослужений и мы создадим первую в Ньюкасле микву». Прихожане Родалов — это не только Ньюкасл, но и евреи, живущие от Умина-Бич до Форстера и Масвеллбрука, на территории размером почти с Нью-Джерси. Родал регулярно посещает города по всему Центральному побережью, проводит уроки Торы и встречается с отдельными людьми и семьями один на один, независимо от того, насколько они изолированы или неаффилированы с общиной. Для Родала, однако, это не такой обширный регион, учитывая, что на своей предыдущей должности в качестве национального директора «Хабада RARA» он курировал – и лично посетил – весь огромный континент, от посещения одинокого еврея в Джиндабайне до основания первого в истории еврейской общины кладбища в отдаленном Дарвине, на северной оконечности Австралии, который ближе к Папуа-Новой Гвинее, чем к Австралии.

«Они с энтузиазмом прямо-таки бросились к общине, – восторгается Типпер, – и они оказывают такое влияние. Они поощряли моего сына ежедневно надевать тфилин, и мне доставляет удовольствие, когда я вижу, как 18-летний Джошуа и 16-летняя София все еще активно участвуют в еврейской жизни, когда многие дети бросают все после бар или бат-мицвы». Типпер и ее семья провели большую часть сезона праздников с Родалами, а недавно взяли на себя обязательство откашеровать свою кухню – нелегкий подвиг в Ньюкасле. «Они для нас семья, – говорит она о хабадской чете. «Это возрождение общины». Габбей, говоря о влиянии, которое испытывает его община, добавляет, что «они самые приветливые люди, которых я когда-либо знал; они любят посетителей. Просто радостно!»

chabad.org

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции