Новый проект рассказывает истории коллекционеров-евреев
В наши дни тема реституции произведений искусства является предметом конференций и дискуссий — будь то бенинская бронза в Берлине или произведения искусства, изъятые нацистами, пишет журналистка «Deutsche Welle» Юлия Хитц.
Дело Гурлитта 2012 года, в ходе которого 1500 произведений искусства были обнаружены в доме, принадлежавшем сыну нацистского торговца произведениями искусства, ясно показало, что наконец настало время для дебатов о реституции. Тем не менее мало что было сказано о людях, стоявших за картинами, рисунками и эскизами. Новый совместный проект Фонда прусского культурного наследия и Баварской государственной коллекции живописи направлен на то, чтобы закрыть этот пробел и рассказать истории людей, стоящих за некоторыми случаями реституции произведений искусства.
«Мы проводим исследования провенанса уже 20 лет, помогая с реституциями или инициируя их», — рассказал DW генеральный директор Баварской государственной коллекции живописи Бернхард Мааз, «Но большое эмоциональное воздействие этих процессов редко удается передать», — сказал он.
Архив забытых судеб
Тридцать таких историй о произведениях искусства и их владельцах – евреях будут рассказаны в фильмах в течение трехлетнего проекта. Они проследят путь произведений искусства и осветят ценность, которую они имеют для своих законных владельцев и потомков. В идеале все рассказанные истории должны заканчиваться реституцией.
Истории коллекционеров – евреев малоизвестны, хотя картины, связанные с ними, могут быть известны. К таким произведениям искусства относятся портрет Адели Блох-Бауэр работы Густава Климта, «Берлинская уличная сцена» Эрнста Людвига Кирхнера или «Око закона (Justitia)» Карла Шпицвега. Истории, стоящие за произведениями искусства, рассказывают о преследованиях, экспроприации и убийствах.
Бизнес австро-чешского производителя сахара и любителя искусства Фердинанда Блох-Бауэра был «ариизирован», что вынудило его бежать в изгнание в Швейцарию в 1939 году. Одинокий и обедневший, он умер вскоре после окончания войны. Семья Хесс владела обувной фабрикой в восточном городе Эрфурт и, вероятно, лучшей коллекцией немецкого экспрессионистского искусства. Текла Хесс и ее сын Альфред пережили войну в изгнании в Лондоне, большая часть их коллекции была продана. Две невестки Теклы и ее двоюродная сестра Ольга были убиты нацистами в Терезиенштадте.
Вопрос справедливости
Картина художника Карла Шпицвега 1857 года «Око закона (Justitia)» была частью небольшой коллекции бизнесмена и коллекционера произведений искусства Лео Бенделя, который родился в Польше, жил в Берлине, но бежал в Вену со своей женой в 1937 году. В том же году он был вынужден продать две картины Шпицвега по минимальной цене. «Око закона» была приобретена покупателем для музея, посвященного Гитлеру. При продаже Бендель не был отмечен как «лицо неарийского происхождения», и по этой причине картина была отнесена к категории «не вызывающих возражений» и была передана в канцелярию президента Германии в 1961 году. Картина висела на боннской вилле Хаммершмидт до 2007 года. Затем она была передана на основе исследований наследникам Бенделя. Лео Бендель был арестован гестапо в 1939 году как польский еврей, подвергнут жестокому обращению и в конечном итоге депортирован в концлагерь Бухенвальд. Он умер там 30 марта 1940 года от «старческой слабости», как было написано.
Вашингтонская декларация и исследование провеенанса
Вашингтонские принципы в отношении конфискованного нацистами искусства, признанные в совместной декларации Германии и Соединенных Штатов в 1998 году, заложили основу для обращения с изъятыми нацистами предметами искусства. В них Германия обязалась изучить свои произведения искусства и выявить изъятое искусство или внести свой вклад в расследование. Прошло более 50 лет после окончания Второй мировой войны, и пришло время загладить вину за изъятые нацистами произведения искусства. Но объекты не рассказывают свои истории сами по себе. С тех пор мир искусства изучает свои владения — хотя и с разной степенью заинтересованности — если таковая имеется.
Исследование происхождения, то есть историческое исследование того, как были получены объекты, является сложным. «Мы говорим примерно о 600000 произведений искусства, что очень много», — уточняет Бернхард Мааз. Исследование провенанса часто занимает много времени. «Потому что каждый случай — это индивидуальный случай», — говорит Мааз. «Это займет десятилетия». С 1998 года Баварская государственная коллекция живописи смогла вернуть 25 произведений из 17 коллекций. С 1999 года Фонд прусского культурного наследия обработал более 50 запросов о реституции, вернув более 350 произведений искусства и около 2000 книг законным владельцам. Среди них рисунок Винсента Ван Гога, работы Эдварда Мунка и «Der Watzmann» Каспара Давида Фридриха.
Исследования провенанса профессионально проводятся в Германии с 1998 года, но многие задаются вопросом, достаточно ли делается.
Больше культуры памяти
Значение меценатов – евреев было огромным, и не только для мира искусства Германии. Многие из величайших сокровищ искусства были привезены коллекционерами – евреями. — Одним из таких примеров является жемчужина берлинского Нового музея — бюст Нефертити. Раскопки, в ходе которых он был найден, были профинансированы Джеймсом Саймоном, который был евреем, а затем он был передан в дар Египетскому музею в 1920 году. Память о Джеймсе Саймоне нашла подходящее место в Новом музее, но другие памятные места. такие, как берлинская площадь Йоханны и Эдуарда Арнхольда, посвященная выдающимся меценатам – евреям и тем, кто связан с ними в Берлине, чье наследие было уничтожено нацистами, все еще выглядят «незавершёнными». Основная идея политики реституции состоит в том, чтобы загладить допущенную несправедливость, если не путем реституции собственности, то, по крайней мере, путем ее полного признания.