Новости

Новый документальный фильм PBS рассматривает антисемитизм как социальный вирус

31 мая 2020, 09:00 антисемитизм
Поделиться

Любой, кто следит за новостями, знает, что во всем мире растет антисемитизм. По мере того, как он распространяется, наше понимание того, что это ненависть со многими лицами, многоголовое чудовище, питаемое мифами о евреях, также растет. Его более жестокие проявления — осквернение еврейских кладбищ, нападения на улицах, вооруженные нападения на еврейские учреждения – часто называют «вспышками», как будто антисемитизм является болезнью.

Действительно, фраза «вирулентный антисемитизм» часто используется для описания разнообразных выражений этой идеологии. Как и в случае с заразной болезнью, человечество должно собрать все свои информационные ресурсы, чтобы иметь хоть какую-то надежду победить ее. Такова концепция нового документального фильма «Вирус: антисемитизм в четырех мутациях», премьера которого состоялась 26 мая на PBS.

«Наша идея заключается в том, что большая часть антисемитизма распространяется в Интернете – в этом смысле он распространяется вирусно», – заявил недавно режиссер-продюсер фильма Эндрю Голдберг. «Но болезнь как метафора для обозначения антисемитизма используется уже давно». Фильм, который недолго демонстрировался в кинотеатрах в феврале, открывается черно-белой анимацией того, что выглядит как активность вирусных клеток под микроскопом. «Это началось давно… со лжи о евреях», – объясняет закадровый голос актрисы Джулианны Маргулис. «Ложь гласила, что еврей был злом … заговорщиком … врагом Б-га. Ложь развилась и распространилась как вирус… и продолжает существовать. Многие не знают, что они заражены. Другим все равно. Некоторые определяют себя именно так. Вирус существует так долго и распространяется так далеко из-за своей способности приспосабливаться и обманывать. Это история четырех мутаций из тысяч».

В своей первой части, фильм рассматривает американский «штамм» антисемитизма. В Питтсбурге Голдберг изучает значение нападения на синагогу «Древо жизни», затем направляется в Северную Каролину, где он общается с Расселом Уокером, открытым расистом и антисемитом, который получил 37% голосов своего округа, когда он баллотировался в Палату представителей штата в 2018 году.

В других частях фильма исследуется поддерживаемый государством антисемитизм в Венгрии при правительстве премьер-министра Виктора Орбана; рост антисемитизма в Англии в левой Лейбористской партии под руководством ее бывшего лидера Джереми Корбина; и убеждения связанные с евреями среди некоторых североафриканских иммигрантов во Франции. В последнем случае эти убеждения соединились с растущим недовольством глобальным капитализмом среди французских левых, что привело к созданию крайне негостеприимной атмосферы для французских евреев.

Голдберг отправляется в каждое из этих мест, чтобы опросить жертв, свидетелей, антисемитов и экспертов. В этот список входят бывший президент США Билл Клинтон, бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, историк Холокоста Дебора Липштадт и журналисты Фарид Закария, Джордж Уилл и Яир Розенберг из «Tablet». «Антисемитизм — это теория заговора», – говорит Липштадт о склонности антисемитов обвинять евреев практически во всем, основываясь на «представлении о том, что есть силы более могущественные, чем вы». Арно Майкл соглашается с ней, основываясь на собственном опыте бывшего супремасиста. «Если я собираюсь завербовать кого-то, я буду искать белых детей, у которых что-то не так в жизни… и найду способ обвинить в этом евреев», – говорит он в документальном фильме.

После 90 минут просмотра остается ощущение, что фильм скользит по поверхности бездонной черной дыры. 52-летний Голдберг исследует тему предубеждений на протяжении всей своей карьеры, начиная со своего получившего в 2002 году премию «Эмми» фильма «Мир идиш помнит» (взгляд на мир восточноевропейских евреев до Холокоста) и заканчивая хорошо принятым документальным фильмом о Геноциде армян. Он также был сценаристом, продюсером и режиссером фильма «Антисемитизм в 21 веке: Возрождение», в котором освещалась история антисемитизма в Европе, который вышел в эфир на PBS в 2017 году.

В британской части «Вируса» Голдберг посещает Пола Мармота, своего двоюродного брата, которого он никогда не встречал. Мармот рассказывает, как после своей жизни в качестве левого британского еврея он разорвал членский билет Лейбористской партии, когда Корбин был выбран в качестве ее лидера в 2015 году. Критика израильской политики приемлема для большинства британских евреев, говорит он, но Корбин допустил критику, которая перешла в антиеврейские настроения. Между тем, Голдберг, потерявший членов большой семьи во время Холокоста, отмечает, что антисемитизм в США становился все хуже за последние десять лет.

К тому времени, когда в октябре 2018 года в синагоге в Питтсбурге было застрелено 11 евреев – «самый антисемитский акт, который я видел в этой стране за два десятилетия в качестве журналиста», сказал он, – этот кинопроект был уже в стадии реализации. По его мнению, антиеврейские настроения в нееврейском мире в любой момент времени всегда находятся «всего на пару сантиметров ниже поверхности», хотя общество может прятать его глубже. «Самым большим приглушающим фактором антисемитизма был Холокост», – говорит он, добавив, что это привело к «лучшему поведению» по отношению к евреям в большей части западного мира на протяжении более 50 лет. «И предвестником появления этих предрассудков является то, что общество становится все более поляризованным».

Еще один фактор, по его словам, заключается в том, что все меньше людей, переживших Холокост, могут из первых рук свидетельствовать о том, как бесконтрольный антисемитизм перерастает в абсолютный ужас.

Во французской части «Вируса» Голдберг берет интервью у брата стрелка, убившего четырех человек в тулузской еврейской школе «Оцар а-Тора». На просьбу описать мотивы своего брата-джихадиста, Абдельгани Мера описывает североафриканскую иммигрантскую среду их родителей, которые принесли во Францию постколониальную веру в то, что западные страны, Израиль и мировое еврейство были союзниками против арабского мира. «Ненависть к евреям была законной в глазах моих родителей», – говорит он, дистанцируясь от этих взглядов (фактически он посвятил свою жизнь борьбе с антисемитизмом). «Если они в чем-то проваливались или их отвергали, то сразу же это была вина евреев. По их мнению, евреи владели миром».

Последнее слово дается вдове Филиппа Брахама, одного из четырех французских евреев, убитых при нападении на «Hyper Cacher», кошерный супермаркет в Париже. «Мы не так спокойно гуляем по улицам, как раньше», – говорит она. «Я не позволяю своим сыновьям носить кипу. Я не буду произносить их имена вслух». Затем Валери Брахам добавляет: «Для меня это просто бессмысленная ненависть к евреям. Здесь нет никаких реальных причин». Будет ли этот фильм для тех, кто его смотрит, вакциной против антисемитизма? Это вечная надежда – панацея, которую мы все ждем.

jpost.com

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции